В ходе производства ФССП пристав вправе совершать действия, перечисленные в ст. 64 закона № 229-ФЗ. Они должны быть направлены на исполнение требований взыскателя. Если пристав совершает незаконные действия, нарушает интересы участников дела, либо превышает свои полномочия, на него можно подать жалобу.
Основными вариантами обжалования являются обращения в суд или к вышестоящему должностному лицу ФССП. Жалобу в прокуратуру на судебных приставов можно подать, если обращение к вышестоящему чиновнику ФССП не принесло результата. Об основаниях обжалования и правилах заполнения документов читайте в нашем материале.
Какие действия пристава можно обжаловать
Действия пристава — это какая-либо активная деятельность в рамках исполнительного производства. Согласно закону № 229-ФЗ, все действия сотрудника ФССП должны быть направлены на быстрое и полное исполнение требований взыскателя. Это может быть неимущественное обязательство, взыскание задолженности, иные требования. Суть и размер обязательств должника должны быть указаны в судебном акте, других видах документов.
Работая по производству, представитель ФССП обязан действовать в рамках своих полномочий. В ст. 64 закона № 229-ФЗ есть перечень основных действий, которые может выбрать и использовать пристав. Но там есть и пункт «иные действия», т.е. формально их список не ограничен.
Обжалование действий подразумевает несогласие заявителя. Предметом жалобы может быть:
- превышение полномочий со стороны представителя ФССП (например, применение физической силы или спецсредств без достаточных оснований);
- совершение незаконных действий, которые противоречат нормам закона № 229-ФЗ (например, арест и опись имущества, если пристав исполняет неимущественное требование);
- нарушение порядка проведения отдельных действий (например, изъятие у должника арестованного имущества без составления акта или описи);
- нарушение сроков для совершения отдельных действий (например, передача активов должника на реализацию ранее 10 дней после оценки);
- другие действия, если они нарушают нормы законодательства, интересы участников дела.
С незаконными действиями можно столкнуться на каждом этапе производства. Решение о подаче жалобы принимает лицо, чьи интересы были нарушены приставом-исполнителем. В некоторых случаях можно обойтись без обжалования. Например, можно обратиться с заявлением на имя самого пристава, ведущего дело. Если нарушение очевидно, сотрудник ФССП наверняка сам устранит его, чтобы не «попасть» под дисциплинарную или административную ответственность.
На что еще можно подать жалобу
Не только незаконные действия пристава могут стать предметом жалобы. Участник производства или иные заинтересованные лица могут жаловаться:
- если сотрудник ФССП издал незаконное постановление (например, об аресте имущества при отсутствии оснований по закону № 229-ФЗ);
- если пристав бездействует в отношении должника или в иных процессуальных вопросах (например, если сотрудник ФССП длительное время не реагирует на обращение взыскателя, не начинает взыскание).
В одной жалобе можно указать сразу несколько оснований. Например, при оспаривании постановления можно указать на незаконность отдельных действий. Все нарушения, указанные заявителем, вышестоящий пристав или суд рассмотрит в рамках одного дела.
Кто может пожаловаться на незаконные действия пристава
Жалобу подает лицо, чьи интересы затрагивают неправомерные действия пристава. Это может быть не только участник производства. От имени заявителя с жалобой может обратиться его представитель (например, юрист или адвокат). Такие полномочия нужно указать в нотариальной доверенности. От имени организации жалобы и заявления подает руководитель, либо иное лицо по доверенности.
Должник
Чаще всего на незаконные действия сотрудников ФССП жалуются должники. Большинство мер, предпринимаемых в рамках производства, затрагивают их интересы. Несколько примеров, когда должник может обратиться с жалобой:
- незаконные удержания с зарплаты и других доходов, с остатков по вкладам и счетам;
- изъятие имущества и передача его на торги, хотя оно защищено от реализации;
- неправомерное увеличение суммы задолженности (пристав может индексировать долг только в исключительных случаях, прямо указанных в законе);
- незаконные розыскные мероприятия, хотя должник не менял места жительства, не скрывал имущество.
Должник может узнать о нарушении своих прав непосредственно при совершении незаконного действия, либо из материалов дела. Это может повлиять на сроки и порядок обжалования.
Взыскатель
Взыскатели обычно жалуются на бездействие со стороны ФССП. Почти все активные действия пристав совершает в интересах кредитора, чтобы исполнить его требование как можно быстрее. Тем не менее, бывают ситуации, когда действия могут нарушать интересы взыскателя. Примером можно назвать исполнение требования о передаче определенной вещи. Если пристав изъял у должника совершенно иное имущество, взыскатель может опротестовать действия сотрудника ФССП.
Иные заинтересованные лица
От работы представителя ФССП могут «пострадать» не только участник дела, но и иные лица. Жалобу могут подать:
- надлежащие собственники имущества, если оно было незаконно арестовано и изъято приставом;
- участник торгов по реализации, если пристав неправомерно отказывается заключить договор с победителем;
- лица, к которым специалист ФССП незаконно применил силу или спецсредства.
Отметим, что незаконное действие пристава может одновременно нарушать интересы сразу нескольких лиц. Разъясним это на примере ареста и изъятия имущества должника. В ходе осмотра квартиры должника сотрудник ФССП может незаконно изъять вещи, защищенные от реализации. Это будет нарушать права должника, станет предметом жалобы.
Если в ходе указанных действий специалист ФССП не включил в опись ценное имущество, выявленное в квартире неплательщика, это нарушит права взыскателя. Соответственно, на нарушение может одновременно поступить две жалобы — от должника и взыскателя.
Порядок обжалования действий судебного пристава исполнителя
Есть несколько вариантов оспаривания действий пристава. Это зависит от сути нарушения, решения заявителя. В любом случае необходимо обосновать, что именно нарушил сотрудник ФССП, чем подтверждаются доводы подателя жалобы. О том, как оспорить неправомерное действие разными способами, расскажем ниже.
Срок на обращение с жалобой
На обжалование дается 10 дней. Этот срок начинает течь с момента совершения незаконного действия. Если заявителя не извещали о времени и месте действия, срок на подачу жалобы начнет исчисляться со дня, когда указанное лицо узнало или должно было узнать о нарушении. Например, об этих фактах заявитель может узнать из постановления ФССП, из материалов дела.
Куда обращаться
Есть два основных варианта обжалования — в порядке подчиненности и через суд. В первом случае заявитель обращается на имя вышестоящего должностного лица ФССП. Например, это может быть старший пристав (руководитель подразделения), начальник Управления ФССП по региону.
Чтобы подать жалобу в суд, нужно соблюсти правила подсудности. Жалоба может подаваться:
- в арбитраж — если незаконное действие совершено при работе с исполнительным документом, выданным арбитражным судом;
- в суд общей юрисдикции — в остальных случаях.
В органы прокуратуры можно обращаться, если жалоба не рассмотрена вышестоящим чиновником ФССП в сроки, предусмотренные законом № 229-ФЗ. Также в полномочия прокуратуры входит общий надзор за соблюдением законодательства сотрудниками государственных ведомств.
В некоторых случаях нужно подавать не жалобы, а административные иски. Это специальный порядок защиты прав, описанный в Кодексе административного судопроизводства РФ (КАС РФ). Данный вариант обращений применяется:
- для обжалования постановлений о возбуждении исполнительного производства и по другим вопросам, если пристав нарушил Административные регламенты оказания государственных услуг (например, по Приказу ФССП № 475);
- если в действиях сотрудника ФССП есть нарушения основных прав и свобод гражданина (например, если нарушено конституционное право на жилище, когда пристав вошел в квартиру без законных оснований);
- если представитель ФССП нарушил срок дачи ответа и предоставления информации (например, срок ответа на запрос о ходе дела составляет 15 рабочих дней);
- по другим основаниям, указанным в ст. 218 КАС РФ.
Для подачи указанных исков действует специальный срок — 3 месяца с момента нарушения прав, либо издания незаконного постановления.
Что указать в содержании документа
Чтобы добиться положительного результата при обжаловании, нужно точно описать нарушение со стороны пристава, подтвердить это доказательствами. С учетом норм закона № 229-ФЗ, в содержании жалобы необходимо указать:
- наименование органа, куда обращается заявитель (например, районный суд, руководитель Управления ФССП);
- сведения о заявителе или его представителе по доверенности;
- данные о сотруднике ФССП, чьи действия обжалует заявитель;
- общие данные о производстве (номер, суть требований, размер долга и т.д.);
- описание действия, которое обжалуется в суде или в порядке подчиненности;
- обоснование нарушений, допущенных специалистом ФССП;
- нормы законов и других актов, которые нарушил пристав;
- последствия, которые наступили из-за незаконного действия пристава (например, невозможность пользоваться арестованным имуществом или счетом);
- доказательства, на которые ссылается заявитель;
- перечень требований, заявленных в жалобе (например, отмена неправомерного ареста);
- подпись, дата.
Лучше сразу указать все доводы, на которые вы ссылаетесь. Вышестоящие приставы разбирают жалобы только по основаниям, указанным в ее содержании, т.е. без вызова сторон. Так как срок на рассмотрение составляет всего 10 дней, можно не успеть подать дополнения. Составляйте документ с максимально подробным обоснованием, делайте ссылки на нормы законов и судебную практику. Помощь с подготовкой жалоб и заявлений могут оказать наши юристы.
Образцы жалоб и заявлений
Если вам предстоит оспаривание незаконных действий пристава, рекомендуем воспользоваться образцами жалоб и заявлений с нашего сайта. В шаблонах документов указаны общие сведения, которые нужно конкретизировать под вашу ситуацию. Чтобы избежать ошибок и добиться положительного результата, рекомендуем оформлять и подавать жалобы при поддержке юриста.
Правила рассмотрения жалоб на незаконные действия пристава
Для подачи жалобы в порядке подчиненности можно воспользоваться сервисом на госуслугах, почтой. Документы в суд можно направить через систему «Электронное правосудие», либо по почте. Возможна подача жалобы и иных документов на личном приеме в суде или подразделении ФССП. Но это не всегда удобно, так как можно попасть в неприемные часы, столкнуться с длительным ожиданием.
Жалобу обязаны рассмотреть в течение 10 дней. При обжаловании через суд заявителя уведомляют о времени и месте разбирательства. Можно лично участвовать в рассмотрении, чтобы дать дополнительные пояснения по сути нарушения со стороны пристава. Сотрудник ФССП представит в суд обоснование о законности действий, материалы для рассмотрения жалобы.
Административные иски рассматривают в течение 2 месяцев. При их разбирательстве заявитель может присутствовать лично, либо с представителем. Материалы производства суд запросит самостоятельно.
Последствия обжалования для участников производства
По результатам рассмотрения жлобы выносится решение (в порядке подчиненности) или судебное определение. Исходя из сути нарушения и требования заявителя, в решении или определении может быть указано:
- о признании незаконным действия пристава, аннулировании его результатов;
- об отмене или изменении постановления ФССП;
- об обязательных поручениях, которые должен выполнить сотрудник ФССП.
В некоторых случаях за нарушение прав можно требовать выплаты компенсации ущерба, возврата переплаты по исполнительному производству.
Нужна помощь в подготовке жалоб на действия пристава и прохождении процедуры оспаривания? Обращайтесь к нашим юристам!