На финансового управляющего в банкротстве можно подать жалобу за его незаконные действия, за принятые решения, за бездействие специалиста. Заявителем при обжаловании может быть должник или кредитор по банкротному делу, иное заинтересованное лицо.
Итогом обжалования может быть отстранение и замена специалиста, привлечение к административной или уголовной ответственности, исключение из состава СРО, дисквалификация. Об основаниях и правила подачи жалобы на арбитражного управляющего в Росреестр, в суд или СРО читайте в нашем материале.
Кто может подать жалобу
Управляющий ведет банкротное дело на основании определения арбитражного суда. Полномочия специалиста описаны в законе № 127-ФЗ. В процессе банкротства управляющий взаимодействует с кредиторами и должником, с организаторами и участниками торгов, с иными заинтересованными лицами. Все они могут подать жалобу на специалиста в случае нарушения прав, законных интересов.
Есть три разных направления, по которым можно жаловаться на арбитражного управляющего:
- при бездействии — если специалист затягивает банкротство, нарушает сроки каких-либо процедур и действий;
- на незаконные действия — если управляющий нарушает нормы закона № 127-ФЗ на различных этапах банкротства, при проведении торгов и т.д.;
- на решения — если специалист выносит решения за пределами своих полномочий, с нарушением законодательства о банкротстве.
Право на обжалование действий, бездействия или решений возникает сразу после выявления нарушений со стороны управляющего. При обжаловании нужно доказать обоснованность своих претензий. Сделать это можно со ссылкой на материалы банкротного дела, нормы законодательства и положения судебной практики, на другие доказательства.
Кроме обжалования, у заинтересованных лиц есть и другие варианты взаимодействия с управляющим. Многие претензии можно решить путем подачи заявлений, ходатайств, других обращений. Управляющему нельзя подать жалобу на него самого.
Такой способ защиты прав предусматривает обращение в органы, которые могут контролировать работу специалиста, применять к нему различные меры воздействия.
Основания для обжалования
Жалобу можно подать при любых нарушениях со стороны управляющего, даже если они носят несущественный и формальный характер. Желательно заранее оценить, чем поможет обжалование, не ухудшит ли оно положение заявителя. Рекомендуем проконсультироваться у наших юристов, чтобы выбрать самый эффективный вариант действий.
Ниже представлена примерная таблица оснований для подачи жалоб на решения, бездействия, действия арбитражного управляющего в банкротстве.
Незаконные действия | Незаконные решения | Бездействие |
---|---|---|
Нарушение правил оценки имущества должника | Неправомерный отказ в принятии заявления кредитора | Нарушение сроков рассмотрения заявлений, ходатайств от участников банкротства |
Нарушение правил очередности при распределении конкурсной массы | Незаконное утверждение результатов оценки имущества | Несоблюдение сроков на оценку, реализацию имущества |
Нарушение сроков на проведение определенных действий в ходе банкротства | Необоснованные и незаконные решения в отчете после реализации имущества | Пропуск сроков на подготовку отчета после реализации |
Незаконный отказ в приеме документов и сведений от участника банкротного дела | Неправомерный отказ в исключении имущества из конкурсной массы | Невыполнение обязательных действий по выявлению имущества, доходов должника |
Нарушение порядка организации и проведения торгов | Незаконное решение об отказе в привлечении других специалистов | Несоблюдение сроков распределения конкурсной массы |
Это только примерный перечень нарушений, с которыми могут столкнуться участники банкротства. В одной жалобе можно указать сразу несколько оснований для оспаривания.
Если в результате работы управляющего нарушены интересы сразу нескольких лиц, можно подать коллективный иск или жалобу. Например, жаловаться могут несколько кредиторов, если по вине специалиста был нарушен порядок распределения конкурсной массы.
Куда обращаться с жалобой на арбитражного управляющего
Многие спорные вопросы можно решить не путем обжалования, а по заявлению или ходатайству на имя самого управляющего. Добросовестный специалист наверняка объективно оценит претензии, указанные заявителем.
Управляющий может сам устранить ранее допущенное нарушение, предпринять какие-либо действия. Но если специалист не реагирует на обращения, воздействовать на него можно жалобами или исками.
Росреестр
Это ведомство контролирует работу СРО арбитражных управляющих. Поэтому обращение с жалобой в Росреестр на действия конкретного специалиста вряд ли принесет результат. У ведомства есть следующие полномочия:
- вести реестр СРО управляющих, исключать из него «профсоюзы управляющих» за грубые нарушения;
- рассматривать жалобы на саморегулируемую организацию, выносить предписаний в адрес виновных лиц;
- проводить плановые и внеочередные надзорные проверки СРО;
- возбуждать и рассматривать административные дела в отношении управляющих.
За обращение в Росреестр не нужно платить госпошлину. Срок рассмотрения жалобы не превышает 30 дней.
Арбитражный суд
Основным вариантом подачи жалобы на действия арбитражного управляющего является обращение в арбитражный суд, ведущий банкротное дело. Основные правила обжалования через арбитраж:
- как указано в Постановлении Пленума ВАС РФ № 35, при обжаловании действий применяется общий срок исковой давности (а это — 3 года), но не дольше, чем дата завершения конкурсного производства;
- жалоба подается в суд, который ведет банкротное дело;
- для рассмотрения жалобы могут привлекаться другие участники дела, если затрагиваются их интересы;
- если суд откажет заявителю, он может подать апелляционную жалобу, обратиться в кассацию.
Срок рассмотрения жалоб на управляющего в суде составляет до 30 дней. Участвовать в процессе можно лично или через представителя по доверенности.
СРО
Каждый управляющий обязан состоять членом в одной из профильных СРО. На начальном этапе банкротного дела суд запрашивает в саморегулируемой организации список кандидатур управляющего. В процессе банкротства СРО может рассматривать жалобы и обращения на своих членов.
Узнать, к какой саморегулируемой организации относится управляющий, можно:
- из судебных актов (постановлений и определений);
- из карточки дела на сайте арбитражного суда;
- из карточки дела на сайте Федресурса.
СРО обязана провести проверку по каждой жалобе и дать аргументированный ответ. При систематических и грубых нарушениях саморегулируемая организация может поставить вопрос об исключении управляющего из своего реестра. Жалобу в СРО можно направить через сайт организации, по почте.
Прокуратура
Прокуратура является надзорным ведомством, которое может рассматривать любые обращения по факту нарушения законодательства. На арбитражного управляющего тоже можно подать жалобу в прокуратуру. Однако чаще всего другие варианты оспаривания действий или бездействия будет эффективнее.
В органы прокуратуры имеет смысл обращаться, если в действиях специалиста усматривается состав уголовного или административного дела. Прокурор вправе инициировать проверку, направить материалы для привлечения управляющего к ответственности. Основания для привлечения к ответственности будут проверяться по ст. 14.13 КоАП РФ и ст. 195 УК РФ.
ФАС
Федеральная антимонопольная служба (ФАС) может рассматривать жалобы на нарушения при организации и проведения торгов. Жаловаться по таким основаниям могут кредиторы, должник, участники торгов по банкротству. Если ФАС подтвердит факт нарушения, торги могут отменить, обязать управляющего провести все процедуры повторно.
Как правильно оформить жалобу на управляющего
Жалобу на бездействие конкурсного управляющего, на его решения или действия можно подать в письменной или электронной форме. На сайте каждого ведомства есть онлайн-сервисы для подачи электронных обращений. Если жалоба подается в суд, все документы можно отправить через систему «Мой арбитр».
В законах нет точных требований к содержанию жалоб на арбитражного управляющего. В каждом случае нужно точно описать нарушение, сделать ссылки на нормы законодательства. Если вы не знаете, как написать жалобу, лучше обратиться к юристу.
Чтобы жалобу не вернули без рассмотрения, в ее содержании необходимо указать:
- наименование органа, в который вы обращаетесь;
- свои личные данные, свой статус в банкротном деле, контактный телефон для связи;
- сведения об управляющем;
- номер банкротного дела;
- суть и характер нарушения (лучше указывать со ссылками на документы);
- описание, в чем заключается нарушение интересов для заявителя;
- ссылки на нормы законодательства;
- перечень требований об устранении нарушений (например, признание незаконным решения или документа управляющего);
- подпись, дата.
Если жалоба подается электронно, ее нужно подписать ЭЦП. При работе через онлайн-сервисы есть возможность подписывать документ путем идентификации через Госуслуги.
Образец жалобы
У нас на сайте можно скачать примерные образцы жалоб на управляющего для Росреестра, суда. Форма документа для обращения в другие органы будет примерно такой же. Если у вас возникли сложности с заполнением жалобы, помощь окажут наши юристы.
Что делать если отказали в удовлетворении жалобы
Подача жалобы кредитором или должником не гарантирует, что ее обязательно удовлетворят. Если после обжалования вынесен отказ, заявитель может:
- жаловаться в вышестоящие судебные инстанции (апелляция, кассация, надзор);
- обращаться за защитой в другие ведомства (например, при отказе Росреестра можно пожаловаться в прокуратуру);
- изменить предмет и основания, чтобы подать новую жалобу.
Можно одновременно жаловаться в несколько органов и ведомств. Например, заявитель может обратиться в Росреестр и одновременно подать жалобу в СРО управляющих. Последствия после рассмотрения этих двух жалоб могут отличаться. Росреестр может возбудить административное дело, тогда как СРО предпримет другие меры воздействия.
Последствия подачи жалобы
При положительном решении по жалобе требования заявителя удовлетворят полностью или частично. Исходя из сути и предмета обращения, последствием обжалования может быть:
- отмена незаконных решений и действий управляющего;
- понуждение к совершению определенных действий;
- привлечение к административной или уголовной ответственности;
- отстранение от ведения банкротства, замена на другого специалиста;
- исключение из состава СРО, принятие мер дисциплинарного воздействия;
- дисквалификация специалиста по итогам уголовного дела.
Если вам нужна помощь в подготовке жалоб на арбитражного управляющего, обращайтесь к нашим специалистам. С нашей поддержкой вы сможете найти выход даже в самой сложной ситуации!