СРО (саморегулируемая организация) объединяет специалистов и компании, работающие в конкретной сфере деятельности. Это дает определенные гарантии качества работы, повышает уровень ответственности за причинение вреда и ущерба.
Есть профильные СРО и для арбитражных управляющих. Эти специалисты ведут процедуры банкротства граждан, предпринимателей и юридических лиц. Они назначаются в дело по определению суда. За деятельностью СРО надзор осуществляет Росреестр.
Контроль за деятельностью арбитражного управляющего осуществляет саморегулируемая организация, кредитор и должник в банкротстве, а также суд и государственные ведомства.
Что такое СРО арбитражных управляющих
СРО — это некоммерческая организация. Она создается не для ведения коммерческой деятельности и получения прибыли, а для объединения компаний и специалистов по профессиональному признаку. СРО работают в сфере оценки, аудита, микрофинансирования, взыскания, да и по многим другим направлениям.
Работа арбитражных управляющих также предусматривает обязательное вхождение в состав одной из СРО.
Управляющий — это специалист, которого назначают для ведения банкротства в арбитраже. Он выбирается и назначается судом из состава кандидатур, представленных СРО. В заявлении на банкротство должник или кредитор указывают саморегулируемую организацию, чей специалист будет вести дело.
В России работает несколько десятков СРО арбитражных управляющих. Все они обязаны состоять в госреестре, иметь регистрационный номер. Регистрацией СРО и внесением сведений в базу данных занимается Росреестр. Это же ведомство осуществляет государственный контроль и надзор за саморегулируемыми организациями. Актуальный список всех СРО управляющих можно найти на сайте Федресурса по ссылке.
Статус и полномочия СРО
Членство в СРО — это не просто формальность. Организация объединяет специалистов и фирмы, ведет их реестры, осуществляет постоянное взаимодействие по всем направлениям работы. Исходя из особенностей деятельности арбитражных управляющих, у СРО есть следующие полномочия:
- проводить аттестацию, проверки, обучение и повышение квалификации специалистов;
- составлять и направлять перечень кандидатур управляющих для арбитражного суда;
- рассматривать споры, связанные с деятельностью своих членов (например, по обращению граждан, предприятий, государственных органов);
- участвовать в возмещении ущерба, вреда и убытков, причиненных работой управляющих (например, из компенсационного фонда, за счет страхования ответственности);
- рассматривать обращения, заявления и жалобы на нарушения в работе специалистов.
Каждая СРО утверждает свои внутренние документы — устав, положения, правила, регламенты. Там описывается не только порядок приема новых членов, но и алгоритм взаимодействия с третьими лицами. Например, если действия управляющего причинят ущерб кредитору или должнику в банкротстве, порядок выплаты компенсаций будет определяться по положениям СРО.
Все саморегулируемые организации контролируются со стороны государства. Контроль и надзор включает проведение различных видов проверок, запрос и анализ документов по текущей деятельности, другие формы взаимодействия. Если надзорная проверка выявит нарушения, то в адрес СРО поступит предписание. Итогом надзора может быть привлечение к ответственности, и даже исключение из реестра.
Кто осуществляется контроль и государственный надзор за работой СРО управляющих
Несколько слов об отличии надзора и контроля. Надзор заключается в постоянной проверке на предмет соблюдения законодательства. Проверки могут осуществляться в плановом или внеочередном порядке, в том числе по факту выявление каких-либо нарушений.
Контроль тоже является проверкой, может являться частью надзорных полномочий. Орган по контролю оценивает различные процессы на протяжении определенного периода времени, может выдавать рекомендации и принимать какие-либо решения. Если надзор всегда осуществляется от имени государства, то контроль может являться функцией негосударственных органов.
В отношении СРО арбитражных управляющий надзор осуществляет Росреестр. Это ведомство ведет реестр всех саморегулируемых организаций, периодически обновляет и дополняет его. Также Росреестр ежегодно готовит план-график проверок, принимает решения о внеплановых надзорных мероприятиях.
Нормативные акты
Надзор всегда предусматривает проверку на соблюдение законодательства. Учитывая сферу деятельность арбитражных управляющих, контроль и надзор за работой профильной СРО осуществляется по следующим нормативным актам:
- закон № 127-ФЗ — это основной нормативный акт для ведения банкротства, а в ст. 21 напрямую описан порядок надзор и контроля за деятельностью СРО;
- приказ МЭР № 284 — здесь описан порядок регистрации СРО, основания и правила исключения их из реестра;
- постановление № 52 — этим нормативным актом определен орган, который осуществляется надзор за работой СРО арбитражных управляющих.
Правила проведения надзорных и контрольных проверок со стороны государства описаны в законе № 248-ФЗ. Им будет руководствоваться и Росреестр в процессе надзора за работой СРО арбитражных управляющих.
Основания для проведения надзорных проверок
Чтобы избежать злоупотреблений со стороны надзорных органов, государство утвердило четкие правила проведения проверок. В отношении СРО арбитражных управляющих надзор осуществляется:
- в плановом режиме — сроки и основания для проведения проверок указываются в ежегодном плане (его можно найти на сайте Генеральной прокуратуры РФ);
- внепланово — по факту выявления нарушений законодательства со стороны СРО и отдельных арбитражных управляющих.
Основанием для внепланового надзора может быть обращение граждан и организаций, государственных ведомств. Также Росреестр может узнать о нарушениях из сообщений в СМИ, из материалов проверок других органов. Чаще всего внеплановая проверка проводится не комплексно, а по отдельным направлениям, строго по возможным нарушениям.
Направления надзора
Надзорная проверка включает камеральную проверку документов и сведений, а также выездные мероприятия. В отношении СРО арбитражных управляющих надзор и контроль может включать:
- запрос определенных документов и сведений, связанных с работой организации и отдельных управляющих;
- проверка по месту нахождения органов управления саморегулируемой организации;
- анализ материалов судебных дел по банкротствам, где работали члены СРО;
- проверка обращений от граждан и юридических лиц, ответы на них СРО;
- привлечение экспертов и специалистов по другим направлениям (например, в сфере оценочной деятельности).
По итогам надзорных проверок должностные лица Росреестра составляют акты. Если выявлены нарушения, СРО получит предписание об их устранении. Если претензии не устранены, то может последовать привлечение к административной ответственности, исключение из реестра. СРО вправе обжаловать акт и заключение специалистов надзорного органа.
Кто еще может проверять деятельность саморегулируемых организаций
Кроме надзора со стороны Росреестра, СРО арбитражных управляющих может столкнуться с проверками со стороны прокуратуры и правоохранительных органов. Основанием для такого контроля тоже может быть обращение граждан и предприятий, публикации в СМИ.
Кто контролирует конкурсных управляющих
Прежде всего, контроль за профессиональной деятельностью арбитражного управляющего осуществляет его СРО. Органы управления организации вправе:
- проверять документы, связанные с ведением банкротств, взаимодействием с должниками и кредиторами, с судами;
- проводить внеочередную аттестацию для подтверждения квалификации специалистов;
- принимать решение о возмещении ущерба, причиненного действиями управляющих;
- рассматривать жалобы и обращения граждан, предприятий, гос. органов;
- выносить представления об устранении недостатков;
- принимать решение об исключении управляющего из СРО.
В процессе банкротства контроль за управляющим может осуществлять суд, кредитор, взыскатель. Например, по факту неправомерных действий (бездействия) кредитор может подать жалобу в суд, обратиться для принятия мер в СРО. При бездействии управляющего кредиторы и должник могут требовать его замены на другого специалиста.
Некоторые нарушения со стороны управляющего могут стать основанием для возбуждения уголовного дела. Например, в ст. 195 УК РФ описано несколько составов преступлений, которые могут возбудить в отношении специалиста. Одним из видов наказания по этой статье является дисквалификация, т.е. лишение права заниматься профильной деятельностью.
Наши специалисты проконсультируют вас по любым вопросам, связанным с работой арбитражных управляющих и СРО. Обращайтесь, мы поможем найти выход даже в самой сложной ситуации!