Жалобу на микрофинансовую организацию можно написать в любой момент жизни займа и даже после того, как вы его погасите. Или не сможете его погасить. Но чтобы жалоба достигла цели, нужно хорошо понимать, на что вы намерены пожаловаться.
Жизнь непредсказуемая штука! И с каждым из нас может случится такая ситуация, когда вдруг срочно понадобятся деньги. Возможно, что пара-тройка тысяч — дотянуть до зарплаты. Может быть, и более значительная сумма, чтобы срочно починить машину, купить новый телефон, потому что старый уже свое отслужил, или просто порадовать свою вторую половинку. Что делать, если «нормальные» банки отказали в выдаче ссуды или кредитной карты? А у родственников или друзей финансовая ситуация ничуть не лучше вашей?
Тогда остается единственный выход. Нет, не пойти грабить банк, а обратиться за деньгами в микрофинансовую организацию. Единственное, что может остановить от похода за деньгами в микрофинансовую организацию, это «безумные» условия займов и «перегибы» специалистов по взысканию просроченной задолженности, или, проще говоря, коллекторов.
В данной статье подробнее рассмотрим, как написать жалобу на МФО и «прижать к ногтю» зажравшихся ростовщиков.
Мы постараемся ответить на вопросы:
-
Какие действия микрофинансовых организаций можно обжаловать;
- Нарушения, допущенные при оформлении и выдаче займа;
- Нарушения, допущенные при взыскании просроченной задолженности;
-
Как и куда подавать жалобу на незаконные действия микрофинансовых фирм.
Какие действия микрофинансовых организаций можно обжаловать
Итак, чтобы подать кляузу на незаконные действия микрофинансовой организации, для начала нужно оформить в ней займ. К сожалению, без этого никак: нет денег в долг — нет жалобы на кредитора. Правда, вам могут отказать в предоставлении займа, и на это решение тоже, скорее всего, можно попытаться подать куда-нибудь какую-то жалобу. Но с учетом принципа «свободы договора», который предусмотрен Гражданским кодексом РФ, такая затея выглядит весьма сомнительной.
После того, как первый этап пройден, и вы получили деньги, переходим ко второму пункту. Теперь нужно дождаться, когда МФО или коллекторы начнут «беспределить» и во всю нарушать ваши права, тем самым причиняя вам своими незаконными действиями «моральный вред и нравственные страдания». Эту фразу любят использовать органы власти при отсутствии физического вреда. Или, не дай Бог, конечно же, они причинят вам физический вред и имущественный ущерб.
Нарушения, допущенные при оформлении и выдаче займа
К таким нарушениям, в частности, относятся:
- Микрофинансовая компания ведет свою деятельность незаконно — не состоит в СРО и реестре Центрального банка РФ. Проверить имеет ли право юридическое лицо осуществлять свою деятельность можно на сайте Банка России.
- Процентная ставка по кредиту превышает установленную Центробанком РФ предельную ставку — 0,8% в день.
- Сумма штрафов, процентов за пользование кредитными средствами и прочих платежей превышает размер займа в 1,3. Другими словами, если вы взяли 20 тысяч рублей, максимум что могут с вас требовать — 26 тысяч рублей, с учетом всех санкций.
- Микрокредит был выдан под залог жилья.
Нарушения, допущенные при взыскании просроченной задолженности
В этом перечне могут быть:
- Незаконная переуступка прав требований по кредитному договору.
- Визиты специалистов по взысканию задолженности более одного раза в неделю.
- Звонки все тех же специалистов более двух раз за неделю, а также звонки ночью в период с 22 до 8 часов.
- Применение или угроза применения к должнику силы, угроза убийством, причинение или угрозы причинения вреда здоровью.
- Уничтожение /порча собственности должника, а равно как угроза такого уничтожения.
- Психологическое давление. Но вот психологическое давление доказать сложно.
Читайте также
- Кошелек или жизнь: как микрозаймы выбивают долги?
- Отзыв персональных данных из МФО: когда кредитор пойдет навстречу должнику
- Могут ли коллекторы звонить в выходные дни?
Как и куда подать жалобу на незаконные действия микрофинансовых фирм
Кто рассматривает жалобы на незаконные действия финансовых компаний? Все, кому не лень! Ну. А если серьезно, все зависит от допущенного нарушения.
Заявление в ЦБ РФ или саморегулируемую организацию можно направить в случае:
- Завышения процентной ставки;
- Незаконная комиссия (например, за досрочную выплату займа);
- Превышение максимальной суммы штрафов, процентов за пользование кредитными средствами и прочих платежей.
- С вами грубо разговаривали и звонили во внеурочное время не коллекторы, а отдел по взысканию самой МФО;
- МФО передало или продало долг коллекторам, которые не состоят в реестре Федеральной службы судебных приставов (ФССП).
Пожаловаться на незаконные действия взыскателей можно в ФССП России. Но только в том случае, если вас достают именно коллекторы, а не сами сотрудники МФО. Жаловаться можно по таким причинам:
- Частые визиты коллекторов.
- Звонки, смс, голосовые сообщения (явно не признания в любви) в ночное время, а также с разных номеров, незарегистрированных на коллекторов.
- Угрозы, психологическое насилие, и т.д. и т.п.
В жалобе надо обязательно указать название и ИНН МФО из договора («торговую марку», наименование на «вывеске» указывать не обязательно). По реквизитам из договора проверяющие органы и будут работать с МФО.
Если действия специалистов по возврату долгов имеют признаки преступления: угрозы, применение силы, уничтожение или порча собственности (проколотые шины, разрисованные двери и стены в подъезде), психологическое насилие, вам необходимо как можно скорее обратиться в компетентные органы (полиция или прокуратура) с соответствующим заявлением.
Причем такие действия могут быть направлены не только в отношении Вас, но и ваших родственников и друзей, коллег по работе.
Кроме того, вы вправе подать обращение в органы прокуратуры на нарушения закона, допущенные финансовыми или коллекторскими организациями. Жалобу на МФО в Прокуратуру РФ можно подать онлайн, то есть, не выходя из дома. Достаточно иметь подтвержденную учетную запись на портале государственных услуг и заполнить соответствующую форму заявления.
Если финансовая компания нарушает законы о рекламе и конкуренции, например, условия по кредитной ставке, указанные в рекламе, не соответствуют условиям при заключении договора. Реальная ставка выше заявленной (мало найдется тех, кто пойдет жаловаться, если при заключении договора условия по кредиту будут лучше, чем указанные в рекламе). При таком нарушении можно подать жалобу в Антимонопольную службу — ФАС.
В случае нарушения «Закона о защите прав потребителей» — навязывание клиентам дополнительных услуг, взимание комиссии, начисление штрафов, а также предоставление неполной или недостоверной информации о кредитах, жалобу на такие нарушения необходимо направлять в Федеральную службу по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека или сокращенно — Роспотребнадзор.
Указывайте в жалобе в государственный орган правильный номер для связи. Большая часть отказов по жалобам происходит из-за того, что государственный служащий не может связаться с заявителем для оперативного подтверждения фактов нарушения его прав.
Кроме того, не стоит сбрасывать со счетов такой орган государственной власти как суд, самый гуманный в мире.
В судебном порядке можно не только признать некоторые пункты кредитного договора противоречащими нормам действующего законодательства, но и уменьшить размер неустойки. Можно также оспорить действия или бездействие должностных лиц, отказывающихся реагировать на поступившие жалобы на МФО.
В заключении хочется сказать, что хочется верить, что «белая» компания не станет нарушать закон и «опускаться» до угроз, физического или психологического насилия.
Ведь потеря статуса микрофинансовой организации обойдется намного дороже безвозвратного микрозайма.
А риски таких «невозвратов» уже заложены в «грабительские» проценты по кредиту.
Но, увы, легальные компании, состоящие в реестре ЦБ, бывает, ведут себя хуже самых отпетых коллекторов.
«Обычно у недобросовестных МФО целый «куст» юридических лиц — микрофинансовых организаций.
Иногда в этом «кусте» сидит и контора, внесенная в реестр ФССП России как коллектор. Все эти юридические лица у них не живут долго: их изгоняют из реестра МФО, из реестра ФССП России, как только они нахватают штрафов и нарушений. Бывает, что штрафов «набегает» больше 10 млн. рублей», — говорит директор НАПКА Борис Воронин.
Хулиганы очень искусны в организации давления на должника. Это целые «школы» запугивания. Противостоять этому можно только одним способом — направить жалобу в государственные органы и допускать минимум общения с МФО-хулиганами, как только они начали грубить, дает совет Воронин. Пробудить совесть или договориться с ними не получится. Жалоба в ФССП России и Банк России — это единственное, на что они правильно реагируют.
С недавних пор кредитные организации и МФО стали наказывать по ч.1 ст. 14.57 КоАП РФ за незаконные действия по возврату просроченной задолженности. Раньше банки и МФО даже не обязаны были записывать разговоры с должниками — в отличие от коллекторов.
Увеличили и размер штрафов. Должностные лица заплатят от 20 тыс. до 200 тыс. руб., ранее штраф составлял — от 10 тыс. до 100 тыс. руб. Для юрлиц предусмотрели от 50 тыс. до 500 тыс. руб. штрафа (было — от 20 тыс. до 200 тыс. руб.).
Кроме того, отменили специальные составы (например, для МФО, ломбардов) с меньшими штрафами за нарушения при возврате долгов. Их теперь наказывают по общей норме.
Зачем писать жалобу
Во-первых, хулиганы, получив от государственного органа запрос по Вашей жалобе, притихают и делают вид, что они тут ни при чем. А Вам именно это и надо. Во-вторых, каждая жалоба — это серьезный удар по бюджету МФО. Штрафы от 50 до 200 тыс. руб.
Не заплатить приставам они не смогут, а «живут» МФО сейчас не так «жирно», как можно подумать. Тем более, деньги для выдачи займов им довольно дорого обходятся.
А вот как себя поведут сотрудники «черных» компаний — кредиторов, которые выдают займы, хотя не имеют на это никакого права — это вопрос.
Такие фирмы не имеют статус микрофинансовых организаций, и ведут свою деятельность, по сути, нелегально. Ограничения, установленные законом для официальных МФО и коллекторов, их не волнуют.
Методы «выбивания» долгов могут быть самыми разнообразными и зачастую незаконными. Чтобы избежать такой ситуации, заранее проверяйте, у кого вы берете в долг и на каких условиях. Интернет вам в помощь! Сайты в поисковиках легально работающих компаний Яндекс отмечает специальным значком.
Если вы столкнулись с противоправными действиями сотрудников МФО или коллекторов. Или у вас возникают трудности с тем, как правильно написать жалобу и куда ее нужно направить, обращайтесь за правовой помощью к нашим юристам. Специалисты нашей компании окажут вам высокопрофессиональную юридическую помощь с минимальными последствиями и максимально положительным результатом для вас и ваших близких.