Технологии во всех сферах нашей жизни не стоят на месте и воровство — не исключение из общего правила. Всего 20 лет назад для того, чтобы стать жертвой мошенников, нужно было поехать на ближайший вокзал или рынок и менять там валюту либо поиграть в наперстки. А сейчас можно сидеть дома и вдруг получить смс о том, что мошенники списали деньги с кредитной карты.
Как же наказать воришек и вернуть свои кровные в этой ситуации? Разумеется, обращаться в банк, выпустивший карту, и в полицию. Но есть масса нюансов, о которых мы и поговорим в этом материале.
Порядок действий
Итак, первоначальное оцепенение потихоньку проходит, сердцебиение восстанавливается и перед вами в полный рост встают герценские вопросы: «кто виноват» и «что делать». Ответ на первый вопрос может очень расстроить — скорее всего, виноваты вы сами, так как где-то проявили небрежность и помогли мошенникам в их черном деле. Как — обсудим ниже.
А наиболее эффективными действиями будут следующие:
- Остановитесь и секунду подумайте: не пришла ли это с опозданием смс о вчерашней покупке и не забыли ли вы о какой-то платной подписке, за продление которой автоматически списались деньги. Или, может быть, бывшая жена наконец-то допекла приставов и они списали задолженность по алиментам. Если ответ отрицательный и деньги точно украли, тогда переходим к решительным действиям.
- Заблокируйте карту. Сделать это можно через мобильное приложение, путем звонка в банк или личного визита в отделение.
Далее надо обратиться в полицию с заявлением о том, что мошенники украли деньги с кредитной карты. Квалификация такого преступления зависит от вашего участия. Если вы активно общались по телефону с мошенниками, которые предлагали супер доходные криптоинвестиции, после чего ваша кредитка опустела — это мошенничество.
А если владелец карты спал сладким сном и вдруг у него начали списываться деньги — это кража. Но уголовно-правовые дебри нас интересуют постольку-поскольку, обратим внимание на один не очень приятный нюанс.
Если карта кредитная, то вообще-то деньги на ней принадлежат банку, а не вам. Так что по-хорошему потерпевшим в этой ситуации должен быть именно собственник средств.
Проблема в том, что для банка гораздо проще мучать образовавшейся задолженностью по кредитке вас, чем ввязаться в уголовную тягомотину с крайне туманной перспективой.
Ничего личного — просто бизнес. Так что на большое содействие банка именно в этой части не рассчитывайте.
Если заявление удовлетворили и деньги вернули, то вы большой молодец — можете похвалить себя за быстроту реакции и даже купить себе шоколадку.
Потому что в этом случае вам действительно есть, чем гордиться: на самом деле возвращается хозяевам далеко не половина и даже не треть украденных с карт денег, а гораздо меньше.
Если банк вежливо, но твердо отказал — всегда можно обратиться к регулятору (Банк России) или обжаловать такой отказ в суде. Но здесь надо подумать о перспективах искового заявления: суд — это не простой госорган, каждый день приходить туда от скуки с очередным заявлением не выйдет, ибо нужно платить госпошлину. Поэтому здраво оцените правовое основание отказа банка и, может, даже проконсультируйтесь с юристом — при отказе в иске госпошлину никто не вернет.
Как они это делают
Мошенники очень быстро адаптируются ко всем изменениям и едва ли не каждый день придумывают новые уловки, так что перечислить их все мы вряд ли сможем, да это и не нужно. Поэтому условно разделим все хитрости на две большие группы:
- физические и технические способы. Начиная от банальных краж самой кредитной карты с последующими недорогими покупками в магазинах (мелкие транзакции не требуют подтверждения и пин-кода), заканчивая сложными инженерными конструкциями типа насадок на клавиатуру банкомата или устройства, захватывающего карту.
- психология и социальная инженерия. Вот тут точно жизни не хватит на перечисление: от банальных «покупателей» на Авито, требующих сказать смс-код якобы для перечисления аванса до «форексеров» и «криптомагнатов», создающих для своих жертв красочные сайты. От звонков «сотрудников банка» до поддельных сайтов кредитных организаций.
Как обезопаситься
Соблюдение нескольких простых правил поможет вам обезопасить свою кредитку и не выплачивать месяцами банку деньги, которые потратил кто-то другой. Итак, как быть благоразумным клиентом банка:
- Знать, где находится ваша карта;
- Подключить смс-информирование (либо push-уведомления в мобильном банке) — это поможет быстро узнать о несанкционированных операциях и отреагировать. Еще в мобильных приложениях многих банков можно установить запрет на покупки в интернете без подтверждения смс-кодом — тоже полезная функция;
- Не общаться по телефону со всякими проходимцами, не переходить по их ссылкам и уж тем более не сообщать им свои персональные данные, коды-пароли и не устанавливать на свой телефон и компьютер непонятные программы. Иначе в случае списания денег банк со 100% вероятностью пошлет вас восвояси на все причитания об украденных деньгах.
В любом договоре дистанционного банковского обслуживания (которые, конечно, никто не читает) есть пункт, согласно которому ввод смс-кода является аналогом подписи клиента — так что ответственность за его сохранность целиком и полностью на вас. Если же списание денег было подтверждено таким кодом, значит, эта операция одобрена клиентом — никаких претензий тут быть не может.
Помните, что настоящие сотрудники банка НИКОГДА не спросят у вас в телефонном разговоре смс- или CVV-код (тот, который трехзначный на обороте кредитки).
Если вы все же утратили бдительность, попались на удочку мошенников, а теперь банк заставляет вернуть на кредитку все украденные деньги — не отчаивайтесь. Возможно, выходом из такой ситуации будет банкротство: обратитесь в нашу компанию и опытные юристы разберут ваш кейс и посоветуют лучшее решение финансовых проблем.