В России обязательно страхование гражданской ответственности владельцев автомобилей. Это означает, что любой автовладелец обязан каждый год покупать полис ОСАГО, даже если машину не использует и на ней не ездит. Игнорирование этой обязанности влечет штраф 800 рублей (ч. 2 ст. 12.37 КоАП РФ). Но наличие страховки исключает применение санкции штрафа, но не гарантирует полного возмещения всех убытков.
Те, кто ни разу не сталкивался с повреждениями своей машины на дороге, не подозревают, что полис не всегда покрывает все убытки. И после возмещения их части придется заниматься вопросом взыскания ущерба, причиненного автомобилю, самостоятельно. Или все оплачивать исключительно за свой счет.
Страховой сертификат покрывает урон в следующих размерах (ст. 7 закона об ОСАГО):
- Ущерб здоровью — 500 тысяч,
- Повреждения автомобилю — 400 тысяч рублей.
Стандартный вариант возмещения ущерба при ДТП
С началом действия закона об ОСАГО, то есть с 1 июля 2003 года, каждый автовладелец мог рассчитывать на то, что за ущерб, полученный его автомобилем в ДТП, заплатит страховая. Правила неоднократно менялись и дополнялись за время применения. На 2024 год они таковы:
- Пострадавшему оплачивается стоимость ремонта автомобиля и нанесенных травм.
- Их компенсирует компания-страховщик виновника аварии.
- Потерпевший обращается за выплатой в организацию, в которой застраховал свою ответственность виновник.
- Если в ДТП пострадали только автомобили лиц, имеющих полисы ОСАГО, то получивший повреждения вправе обратиться в свою страховую. Это называется прямое возмещение убытков (ст. 14.1 закона об ОСАГО). А уже потом его компания будет требовать возмещения от страховщика виновника ДТП, но уже без участия своего клиента.
- Приоритетным является ремонт машины (п. 15.1 ст. 12 закона об ОСАГО). То есть фирма после оценки повреждений выписывает направление на ремонт. И только в определенных случаях убытки выплачиваются деньгами.
- Если полученной суммы не хватает для полного восстановления автомобиля, доплату можно запросить через суд. Требовать ее можно как от страховщика (если выявились не учтенные при экспертизе скрытые недостатки), так и с владельца транспорта другого участника ДТП.
Но случается так, что суммы по расчету эксперта не хватает, чтобы отремонтировать поврежденный в ДТП автомобиль.
Причина этого часто кроется в методике подсчетов. За основу берется стоимость запчастей не новых, а с уценкой, применяемой с учетом коэффициента изношенности, согласно возрасту автомобиля.
Пример: в ДТП пострадал автомобиль, которому всего 1 год с момента выпуска.
При расчете показатель износа будет небольшим, стоимость запчастей приближена к расценкам на новые.
Разница в цене между новой деталью и той, которой один год, — несущественная. Если в аварии пострадала 20-летняя машина, то оцениваться ущерб будет уже за минусом 20-летнего использования агрегатов и узлов, что сильно отличается от цен на новые компоненты.
Многие автовладельцы были возмущены подобными методиками и неоднократно пытались их оспорить в суде. Ведь при восстановлении автомобиля все стремятся установить на него новые запчасти. Тем более, что теперь приоритетным является ремонт машины, а не денежная выплата. А автоцентры заказывают новые агрегаты для этого.
Однако Верховный суд не встал на сторону владельцев поврежденного транспорта, указав, что расчет с учетом износа по единой методике ЦБ РФ — верный подход, а недостающую разницу в цене пострадавший вправе получить с виновника аварии. Этот же вывод подтвердил и Конституционный суд. Алгоритм восполнения невозмещенной разницы в оценке и реальной стоимости ремонта прост. Но добиться выплаты в нужном размере бывает нелегко.
Взыскание ущерба от ДТП с собственника автомобиля
Получить денежное возмещение от ДТП можно:
- Со страховой компании. Это как раз те случаи, когда в процессе ремонта выявились повреждения, которые не были учтены. Или расчет изначально был произведен неправильно.
- С собственника автомобиля. Это самая частая процедура истребования недоимки суммы по возмещению ущерба.
- С водителя — виновника аварии. Если транспорт был передан в аренду, или просто владелец дал поездить по доверенности, то в случае ДТП все материальные претензии могут быть предъявлены непосредственно к виновнику аварии, находившемуся за рулем в момент столкновения.
Правильность определения лица, которое отвечает за ущерб, подтвердил и Верховный суд. Позиция и судебная практика основана на анализе совокупности норм статей 15, 1064, 1072 и 1079 ГК РФ.
Если же машину во дворе расцарапал или помял сосед, то взыскивать ущерб необходимо вне действия ОСАГО, а в обычном гражданском порядке через суд. Получить возмещение по страховке можно будет только по полису КАСКО, если случай подпадет под страховой.
Для того, чтобы истребовать сумму ущерба, пострадавшему придется:
- Обратиться в суд с иском. Для этого потребуется составить исковое заявление с обоснованием требований и их размера. О том, что нужно указать в документе, описано в ст. 131 ГПК РФ. Обязательно предварительно отправить копию документа с прилагаемыми доказательствами ответчику, а подтверждение отправки или вручения приложить к иску (п. 6 ст. 132 ГПК РФ).
Пусть ознакомится, подготовится к процессу. Возможно, именно на этом этапе он примет решение добровольно возместить ущерб полностью или в части. Направлять предварительно претензию нужно, если ответчик – страховая компания по ОСАГО (ст. 16.1 закона об ОСАГО).
- Оплатить госпошлину. Размер ее можно рассчитать самостоятельно, руководствуясь правилами подсчета, установленными пп. 1 п. 1 ст. 333.19 Налогового кодекса РФ. Но проще сделать на доступных интернет-ресурсах. Например, в справочно-правовой системе или на сайте ВС РФ. Подобные калькуляторы есть и на всех сайтах районных и мировых судов.
Иногда, правда, их поиск бывает затруднен. Минимальный платеж — 400 рублей. Для ориентира: при истребовании 50 000 сумма госпошлины составит 1 700 рублей, ста тысяч — уже 3 200, 200 тысяч — 5 200 рублей. И эту сумму нужно будет заплатить еще до подачи бумаг в суд. Но гарантий в том, что тот присудит все требуемое в иске, у истца нет.
- Собрать доказательную базу, приложив ее к иску: документы из ГИБДД по ДТП, расчеты, данные экспертизы, акты, заказ-наряды СТО, калькуляции и пр.
Наиболее трудоемким процессом является доказательство размера реального ущерба. Обычно ни одна из сторон не соглашается с ним. Для исключения разногласий проводится независимая экспертиза. Но ее результаты можно оспорить, если не был соблюден порядок ее проведения. Наилучший выход, если ее назначил сам суд.
- Присутствовать на судебных заседаниях, активно участвовать в процессе. По таким делам просто направить бумаги и ждать решения — невыигрышная позиция. Велика вероятность, что спор рассмотрят поверхностно, а риск получения отказа будет максимальным.
- После вынесения решения у сторон еще будет месяц на обжалование. Если жалобы не поданы, судебный акт после истечения срока вступает в силу. На его основании судья выписывает исполнительный лист.
- Официальный документ можно направить в службу судебных приставов для исполнения или же в банк, где открыт счет ответчика. При этом и в первом, и во втором варианте предстоит составить заявление о взыскании с правильным содержанием и реквизитами.
- Получить выплату от виновника ДТП.
Аналогичным образом — через заявление в суд — взыскивается и ущерб, если виновник ДТП не застрахован по ОСАГО.
С момента запуска процесса взыскания недоплаченного размера ущерба до перечисления присужденной суммы проходит от двух месяцев до семи.
Все зависит от активности сторон, использования ими права на обжалование, назначение повторной экспертизы и иных обстоятельств конкретного дела.
Эксперты в области споров по ДТП часто рекомендуют сторонами искать «золотую середину» в подобных спорах.
С одной стороны, виновник ДТП находится под большим риском присуждения ему обязанности доплатить пострадавшему.
С другой стороны, истец не всегда получает то, что требует. Зачастую суд не удовлетворяет часть требований, считая их необоснованными.
Например, отказывается взыскать расходы на такси во время ремонта и экспертизы машины. Суд в этом случае руководствуется позицией, что можно передвигаться по городу на общественном транспорте. Это дешевле, доступнее, и нужды в персональном лимузине нет.
Исключение — если потерпевший инвалид или имеет травму от ДТП, не позволяющую ему подниматься на подножку троллейбуса. С учетом того, что суд в части выплат способен отказать, гражданин включает в иск максимальное количество требований.
Поэтому наиболее рациональным является соглашение сторон о компенсации в разумных пределах. Обычно это 50-70% от запрошенной истцом суммы.
Как составить соглашение
Хорошо, если стороны пришли к единому мнению, и владелец или водитель другого участника ДТП согласен добровольно выплатить сумму ущерба или ее часть. Но теперь уже плательщику нужно зафиксировать факт выплаты, чтобы у потерпевшего не возникло желания потом еще раз получить то же самое по суду.
Урегулировать ситуацию участники переговоров могут двумя способами:
- Подписанием двустороннего соглашения,
- Составлением получателем расписки.
Независимо от выбранного метода в документе следует указать:
- Кто и от кого получил деньги, с указанием паспортных данных.
- Выплаченную сумму (цифрами и прописью).
- За что конкретно предназначалась выплата.
Например: «За ущерб, полученный гражданином Ивановым И.И. и его имуществу от ДТП, произошедшего 29.04.2024 года между автомобилями Хундай Солярис грн **** и Форд Фокус грн **** на пересечении улиц Антонова и Грибоедова г. Подольска в 9 ч.30 минут.»
Зачем нужно писать так подробно? Чтобы снять риск злоупотреблений со стороны получателя денег. Не исключено, что это автоподставшик, и в тот же день у него было три разных ДТП на улицах города.
- Наличие урегулированных разногласий путем этой выплаты. Например, написав: «претензий к Петрову П.П. в отношении возникшего в результате ДТП ущерба автомобилю Иванова И.И., в том числе в отношении компенсации морального вреда, не имеется (не имею)».
Этой фразой Иванов И.И. подтверждает, что выплаченная ему Петровым П.П. сумма в согласованном размере покрывает все возможные требования с его стороны. В случае последующего возникновения спора этот документ может использоваться в суде как подтверждение состоявшегося соглашения между сторонами, являющегося итогом урегулирования спора.
- Подписи сторон, даты подписания.
Что лучше: соглашение или расписка?
Оба документа будут иметь одинаковое значение для удостоверения факта досудебного решения конфликта. Просто расписка является односторонним актом, а соглашение — двусторонним. Кроме того, при составлении документа с двумя подписями в него можно включить дополнительные пункты. Например, о неразглашении, о последствиях неисполнения обязательств стороны.
Образец двустороннего соглашения о досудебном урегулировании финансовых претензий потерпевшего в ДТП
Какие суммы можно предъявить к виновнику ДТП
Больше всего истец хочет взыскать разницу между затратами на ремонт и реально полученной суммой от страховой компании. Это одинаково относится и к случаям возмещения ущерба деньгами, и к отплате части стоимости ремонта на СТО.
Например, страховщик насчитал ущерб на 100 тысяч рублей, а за ремонт СТО взяла 170 000 рублей. Разницу и предстоит взыскать либо со страховой компании, либо с виновника ДТП.
Также в иске истребуются:
- Дополнительные расходы, появившиеся в связи с ДТП и необходимостью ремонта автомобиля.
- Стоимость медпрепаратов, медицинских услуг, если владелец автомобиля пострадал от ДТП.
- Утраченный заработок за период восстановления после травмы.
- Судебные расходы: на отправку почтовых сообщений, телеграмм ответчику, на помощь адвоката. Стоимость независимой экспертизы также взыскивается с виновного лица.
- Компенсация морального вреда. Его размер каждый волен определять по-своему. Но судьи редко присуждают более 10 000 рублей по этому виду требований.
Суды перестали удивляться разнообразию требований владельцев поврежденных в ДТП автомобилей. Некоторые включают в них и стоимость своего 21-дневного отдыха в санатории как необходимую меру для ликвидации стресса от аварии.
Другие — оплаченные услуги психолога, привлеченного для преодоления фобии автовождения после негативного опыта и т.д. Но что бы ни добавил истец в свой иск, суд разберется с законностью тех или других требований и удовлетворит только обоснованные и документально доказанные.
Читайте также
- Можно ли ездить на арестованном автомобиле? Нет
- Жалоба на арест автомобиля судебными приставами
- Как снизить налог на авто
Если машину повредили не в ДТП
Отдельной категорией дел можно считать истребование ущерба, нанесенного гражданами вне управления транспортными средствами. Типичные ситуации:
- Ребенок стукнул мячом по капоту,
- Человек нес выбрасывать елку после празднования Нового года и сделал царапину на три элемента машины,
- Сосед неаккуратно открыл ворота и стукнул ими бампер автомобиля владельца смежного участка,
- И т.д.
В указанных случаях никакой полис ОСАГО не действует. А КАСКО есть далеко не у всех.
Тогда придется предъявлять аналогичный иск уже к причинителю ущерба — простому гражданину.
Это дела в рамках ст. 1064 ГК РФ. В них уже не будет присутствовать документ ГИБДД, так как никакого ДТП не было.
Но для сбора доказательства пострадавшему понадобится вызвать органы полиции для составления официального акта, фиксирующего порчу имущества и обстоятельства события.
Если действия по нанесению ущерба носят умышленный характер, то они могут быть квалифицированы как хулиганство (ст. 213 УК РФ) или повреждение из хулиганских побуждений (ст. 167 УК РФ).
Последнее нарушение может повлечь лишение свободы до 5 лет. Будет заведено уголовное дело, и материальные претензии можно будет предъявить в рамках этого процесса.
Иски к виновникам ущерба тем актуальнее, чем дороже стоит пострадавший автомобиль. С учетом ограниченной суммы по ОСАГО, не соотносимой со стоимостью некоторых четырехколесных экземпляров (свыше 10 млн. рублей, например), основной груз возмещения убытков ложится именно на гражданина, а не страховую компанию.
Бывает, что к выплате присуждают и 500 тысяч, и несколько миллионов. Таких денег у многих людей просто нет и никогда не будет, даже если не есть и ничего не тратить много лет. В случае накопления неподъемных для семейного бюджета обязательств и невозможности оплатить все долги, можно рассмотреть путь банкротства.
По окончании этой процедуры суд списывает большинство долгов. Исключение составляют лишь некоторые, в том числе задолженность по возмещению ущерба имуществу, если тот причинен человеком умышленно или по грубой неосторожности (ст. 213.28 закона о банкротстве). Будет ли конкретный случай подпадать под это отступление от правил, можно понять только после тщательного исследования дела.
Позвоните специалистам нашей компании для получения подробной консультации по несостоятельности.