Выступая спонсором, компания продвигает свои товары, услуги или бренды, а также помогает проведению различных мероприятий. Такие расходы разрешено учитывать при расчете налогов. Но чтобы такая поддержка не привела к претензиям со стороны ФНС, необходимо заранее изучить все особенности налогообложения спонсорской помощи. Причем помнить о некоторых нюансах нужно не только спонсору, но и спонсируемому лицу.
Налоги на спонсорскую помощь
В общем случае спонсорские средства представляют собой плату взамен на рекламные услуги на мероприятии. Соответственно, у участников сделки появляется обязанность по правильному отображению денежных сумм в бухгалтерском и налоговом учете. Причем сделать это придется, даже если поддержка оказывается не деньгами, а например, готовой продукцией.
Налогообложение у спонсора на ОСН: что нужно значит спонсору и спонсируемому
При применении ОСН спонсор может уменьшить налог на прибыль, если соглашением предусмотрен возмездный характер поддержки (за предоставление рекламы). В рамках ст. 264 НК РФ такую помощь классифицируют как прочие расходы.
В полном объеме затраты на поддержку мероприятий и свое продвижение спонсор может учесть только при условии, что рекламируется следующими способами:
- в газетах, журналах, на телевидении или в других СМИ;
- через световые конструкции, стенды и другие варианты наружной рекламы;
- на выставках и ярмарках;
- в различных брошюрах или каталогах, распространяемых на мероприятии.
В остальных случая затраты на рекламу будут относиться к нормированным. Их также можно включить в расходы при расчете налога на прибыль. Однако общий объем таких затрат за отчетный период не должен превышать 1% от выручки компании-спонсора.
При учете спонсорских расходов для целей расчета налога на прибыль дополнительно нужно учесть следующие моменты:
- Все затраты на рекламу необходимо подтверждать первичными документами. Образцы брошюр, листовок и других материалов также стоит сохранить.
- Если в договоре предусмотрены разные виды рекламы, затраты на которую относятся к нормированным и ненормируемым расходам, их лучше разделить в акте. Иначе спонсор будет вынужден общую сумму отнести к нормируемым расходам.
- Если компания-спонсор применяет метод начисления в учете, то в расходах можно учесть помощь только после проведения мероприятия и подписания акта. При этом неважно, в каком налоговом периоде фактически были перечислены деньги получателю.
НДС, включенный в спонсорскую помощь, разрешено принимать к вычету. При этом в отношении ненормированных расходов все относительно понятно:
- Если спонсорский взнос уплачивается до начала мероприятия, он фактически является авансом.
- Если поддержка оказывается в виде денег, то на основании п. 12 ст. 171 НК РФ можно принять к вычету НДС с аванса, если он предусмотрен договором. Для принятия вычета к учету понадобится платежное поручение, договор и счет-фактура на аванс.
По завершении сделки и оформлении итоговых документов (подписанного акта и финального счета-фактуры) налогоплательщик может воспользоваться правом на вычет НДС, согласно п. 1 ст. 172 НК РФ. Однако важно не забыть восстановить НДС с предоплаты.
- Если поддержка оказывается в неденежной форме, то с аванса НДС принять к вычету не получится. Такой позиции придерживается Минфин, например, в Письме от 06.03.2009 №03-07-15/39. Но препятствий, чтобы делать это после получения акта, нет.
Несколько сложнее ситуация с учетом НДС по нормируемым расходам. Согласно официальной позиции Министерства финансов, возмещение налога на добавленную стоимость по этим затратам допускается лишь в рамках установленных нормативов (1% от выручки). Остальную сумму теоретически можно принять к вычету в следующих периодах, но только при условии, что указанные расходы перестали быть сверхнормативными. Подобная позиция встречается, например, в Письме Минфина № 03-07-11/285 от 06.11.2009.
Налогообложение у получателя на ОСН
Обычно спонсор переводит деньги до начала мероприятия. С точки зрения налоговой, это считается авансом. Однако если получатель спонсорской помощи применяет ОСН и использует метод начисления в учете, то сам факт получения предоплаты не приведет для него к возникновению дохода. Он образуется уже после оказания услуг и выставления акта. Для расчета налога на прибыль при этом можно учесть расходы, связанные с оказанием рекламных услуг.
В отношении НДС ситуация немного иная:
- В момент получения аванса необходимо определить налоговую базу, независимо от того, сделан взнос от спонсора деньгами или в иной форме.
- После завершения мероприятия и выставления акта нужно еще раз определить налоговую базу и исчислить налог на добавленную стоимость.
- Когда мероприятия проведено, спонсируемое лицо должно еще раз определить стоимость рекламы и начислить НДС уже в периоде оказания услуг. При этом НДС с аванса принимается к вычету.
Особенности налогообложения спонсорской помощи при УСН
Малый бизнес далеко не всегда применяет ОСН, предпочитая более простые схемы налогообложения и чаще всего УСН. На этой системе нет запрета как оказывать, так и получать спонсорскую помощь. При этом спонсору на УСН надо учесть следующие моменты:
- При объекте налогообложения «доходы минус расходы» спонсорскую поддержку можно учесть в расходах. Это связано с тем, что она фактически является платой за рекламу, а такие затраты есть в закрытом перечне расходов, на которые можно уменьшать налогооблагаемую базу при применении УСН (ст. 346.16 НК РФ).
- Если налогоплательщик применяет УСН «доходы», то спонсорская помощь никак не повлияет на размер налоговых платежей.
- Расходы на рекламу на УСН принимаются точно так же как это предусмотрено для налога на прибыль. Это значит, что если реклама спонсора осуществляется не через СМИ, брошюры, каталоги, выставки, световой или наружной рекламы, то расходы придется нормировать.
В любом случае спонсору на УСН необходимо позаботиться о сохранении всех первичных документов, подтверждающих оказание спонсорской помощи. Дополнительно стоит позаботиться о доказательстве рекламирования, например, сохранив один из экземпляров каталога или фотографии с мероприятия.
При налоговом учете спонсорской помощи важно не забывать о том, что для большинства вариантов рекламы, включая размещение логотипов на форме, призы с символикой спонсора и т.д., имеют норматив в расходах. Если затраты на них превышают 1% от выручки компании, то включить такую рекламу в расходы в полном объеме уже не получится.
Особенности спонсорской помощи
Спонсорская помощь оказывается для проведения различных мероприятий: выставок, фестивалей, спортивных соревнований и т. д. Она имеет целевой характер и предполагает обязательства по оказанию рекламных услуг со стороны спонсируемого лица. Кроме того, особенности налогообложения спонсорской помощи обусловлены ее следующими признаками:
- Рекламируется, в первую очередь, компания-спонсор, а не ее товары или услуги.
- У спонсора нет инструментов для регулирования или контроля рекламной кампании.
- Искажение наименования компании-спонсора может привести к тому, что реклама будет считаться не надлежащей.
- Отметка «На правах рекламы» должна присутствовать в материалах, где упоминается спонсор.
- Спонсорская помощь может предоставляться не только деньгами, но и продукцией.
- Компания-спонсор все же не лишается права предусмотреть способы распространения информации о себе, например, на радио, телевиденье и т. д.
Фактически для налоговой и самих участников сделки спонсорская помощь — это вариант оплаты рекламы. Но при этом в отдельных случаях спонсорская поддержка все же может быть безвозмездной.
Отражение спонсорской помощи в бухгалтерии
Затраты на рекламу, в т. ч. в виде взносов на проведение мероприятий, можно учесть в расходах. Но только на дату подписания акта выполненных работ, хотя сама поддержка обычно осуществляется в виде аванса. Примеры проводок у спонсора:
- Перечисление спонсорской помощи — Дт 60-2 Кт 51.
- Включение суммы поддержки в расходы — Дт 44 (20) Кт 60-1.
- Отражение НДС, принятого к вычету — Дт 19 Кт 60-1.
Последнюю проводку нужно сделать на дату выставления счета-фактуры. Чтобы избежать задвоения суммы в учете, также потребуется контрольная проводка на перечисленную сумму — Дт 60-1 Кт 60-2. При применении спонсором УСН проводку Дт 19 Кт 60-1 делать не потребуется.
Получателю помощи также надо учесть спонсорскую помощь в доходах. Для этого используются стандартные строки плана счетов, а также субсчета для учета аванса. Пример проводок:
- Внесение спонсором денежных средств в кассу — Дт 50 Кт 62-2.
- Учет в расчетах с контрагентом суммы помощи — Дт 62-2 Кт 90-1.
- Учет затраты на рекламу спонсора — Дт 90-2 Кт 44.
- Зачет аванса — Дт 62-1 Кт 62-2.
Если спонсируемый применяет УСН, то порядок учета и проводки никак не изменятся.
Читайте также
- Срок давности налоговой задолженности: с какой даты исчисляется, что будет при пропуске
- Как списать долги по налогам по ИП: на текущий момент только через банкротство
- Заплатил налог, а задолженность продолжает «висеть»: кто в этом виноват и что делать?
Какие документы нужно оформить для принятия спонсорской помощи к учету
Спонсорская помощь может вызвать немало вопросов со стороны ФНС и других надзорных органов. Лучше заранее правильно оформить все документы, чтобы иметь возможность ответить на запросы и отстоять свою позицию. В общем случае для подтверждения расходов на поддержку мероприятия потребуются:
- Договор. В нем обязательно должна быть указаны сведения о том, что, каким способом и как часто рекламируется, а также место и время размещения материалов с информацией о спонсоре.
- Документы на передачу спонсорской помощи. Это могут быть платежные поручения, кассовые документы, акты приема-передачи ТМЦ.
- Акт оказанных рекламных услуг. Если одновременно присутствуют нормированные и ненормированные услуги, то их лучше разделить на 2 отдельные строки, а не оформлять общей суммой.
Дополнительно стоит сохранить различные подтверждения размещения рекламы. Это может быть видеозапись, фотографии, копии экземпляров каталогов и т. д.
Нюансы безвозмездной поддержки от спонсоров
Спонсор может помогать в организации мероприятий бесплатно, не требуя взамен рекламы или других услуг. Закон это не запрещает. При этом нужно учитывать, что такая поддержка автоматически не становится благотворительностью.
Нюансы безвозмездной спонсорской помощи:
- Может оказываться на проведение любых мероприятий, в т. ч. не имеющих благотворительные цели.
- Для налога на прибыль и УСН безвозмездная поддержка не приводит к уменьшению налогооблагаемой базы.
- Если спонсорская помощь не подходит под понятие благотворительной и оказывается в неденежной форме, у спонсора возникает объект, облагаемый НДС.
- На безвозмездную помощь, перечисленную реальными деньгами, начислять НДС не требуется.
Большинство специалистов рекомендуют при оказании спонсорской помощи заключать соглашение, аналогичное по смыслу договору дарения. Однако в отдельных ситуациях могут быть свои нюансы и стоит заранее проконсультироваться с экспертами.