Эта компания по сбору долгов была создана в далеком 2013 году главным банком РФ — Сбербанком. Изначально она называлась «АктивБизнесКоллекшн», но в 2019 году ее переименовали на «АктивБизнесКонсалт». Коллекторы АБК были включены в реестр, который ведет ФССП, в конце декабря 2016 года и успешно работают по сей день.
Здесь мы рассмотрим, каким образом работает компания АБК, чего стоит с ее стороны бояться и допускает ли она нарушения в своей деятельности.
«АктивБизнесКонсалт»: что из себя представляет компания?
Первым делом мы находим компанию в реестре судебных приставов. Напомним, что представленный реестр ведется ФССП с 2016 года. В него включаются все легально действующие организации в сфере коллекторских взысканий.
АКБ представлена в самом начале — на строчке № 2. Компания была внесена в базу 29 декабря 2016 года. Она страхует свою деятельность, имеет сайт и зарегистрирована по адресу: 117997, г. Москва, ул. Вавилова, д. 19. Фактически, все в ней говорит о том, что она — часть Сбербанка.
Также на сайте ФССП в реестре мы видим, что коллекторское агентство отмечено красным цветом. Это говорит о нарушениях, которые в своей деятельности допускала компания. Судя по окраске, их было достаточно много. Впрочем, мы еще вернемся к этому вопросу.
Теперь рассмотрим официальный сайт АБК. Здесь мы видим, какие услуги предлагает коллекторское агентство. Среди них отдельно нужно выделить поиск активов должников за границей. На своей странице организация заявляет, что использует в работе следующие технологии:
- Распознавание речи.
- Робота оператора.
- Синтез речи.
- Речевую аналитику.
- Автоматизированный процесс определения подсудности.
- Тренинги.
- Цифровые технологии для взыскания долговых обязательств.
- ЭТП рынок долгов.
- Работу с Time2Pay.
- Взыскание дебиторских долгов.
- Мобильное приложение.
Примечательно, что компания предлагает своим партнерам связаться через форму обратной связи, указав ваше имя, электронную почту, телефон и наименование организации.
Должникам агентство тоже предлагает набор услуг. Прежде всего, отметим помощь в прохождении процедуры банкротства физлица. Так, узнать просроченную задолженность перед Сбербанком можно по номеру телефона 8 800 770 70 40.
Узнать просроченную задолженность перед остальными банками или телекоммуникационными организациями можно по телефону 8 800 770 08 44. Также обратиться в агентство можно по электронной почте info@activebc.ru.
На сайте предложена и возможность проведения онлайн-оплаты через электронные кошельки и карты различных банков. Также должники могут узнать свою кредитную историю бесплатно (допускается 2 раза в год, третий запрос уже будет платным).
АБК предлагает своим клиентам и пройти процедуру банкротства, что освободит их от необходимости платить по кредитам и микрозаймам.
Если у человека нет долговых обязательств, но его беспокоят коллекторы, агентство предлагает ему исключить номер из своего списка. В таком случае пострадавшему стоит написать на электронную почту компании, позвонить специалистам по номеру 8 800 770-70-40 или обратиться непосредственно в московский офис.
Исключение номера из базы возможно только при наличии:
- заявления;
- документа, который докажет, что конкретный номер телефона принадлежит вам.
На сайте агентства также содержится отсылка на законы, которыми руководствуется компания в своей работе. Также здесь содержатся сведения из ЕГРЮЛ и лицензия на защиту персональных данных, выданная агентству в августе 2020 года.
Судебные приключения и штрафы коллекторского агентства АБК
Безусловно, «красная метка» на сайте ФССП указывает на частые нарушения закона о взыскании коллекторским агентством. Исследуя его бэкграунд, мы заметили, что оно довольно часто имеет дело с судами.
В основном агентство успешно взыскивает долги в свою пользу, но иногда встречаются и нестандартные дела.
Гражданский иск против коллекторского агентства АБК
Одно из дел рассматривалось в конце мая 2019 года в Среднеахтубинском районном суде Волгоградской области. Некая гражданка Аминова обратилась в судебную инстанцию с исковыми требованиями в отношении «АктивБизнесКоллекшн».
Женщина потребовала заставить коллекторов предоставить документы о кредитном договоре, взыскать с них расходы и деньги за причиненный моральный ущерб.
По ее словам, между ней и банком был заключен договор, но копию документа она где-то потеряла. В связи с этим она потом не один раз обращалась в агентство с просьбой предоставить другие копии документа, справку о долге и выписку со счета. Но агентство не соглашалось.
Позже женщина направила письменное требование о документах заказным письмом. Коллекторы получили письмо, но так и не ответили на него. Женщина направила в адрес агентства еще и претензию через представителя, но снова не дождалась ответа.
В связи с изложенными обстоятельствами Аминова запросила документы через суд. А также компенсацию морального ущерба в размере 5 тыс. рублей и расходы на представителя в размере 5,5 тыс. рублей.
Сам договор заключался с банком ВТБ 24 на кредит 75 тыс. рублей сроком на 5 лет под 24,35% годовых. В настоящее время ВТБ 24 вошел в состав большого банка ВТБ. Так, представитель женщины обратился в банк и в агентство с запросом на документы. Но при этом, по мнению суда, истец так и не предоставила подтверждение того, что у коллекторов действительно были такие документы.
Также закон говорит о том, что подобные справки нужно получать исключительно в банке. И только лично или через представителей, которых можно идентифицировать. В данном случае идентификацию провести не удалось. Да и сам запрос в АБК — ошибка.
В связи с этим суд принял решение отказать в удовлетворении исковых требований.
Краткие выводы:
Честно говоря, дело притянуто за уши. Если бы сильно нужны были документы, можно бы было обратиться лично, а не через представителя. И требование о компенсации морального вреда здесь неуместно, поэтому выводы суда об отказе справедливы.
Игнорирование требований судебных приставов
Покопавшись в картотеках судебных решений, мы нашли удивительное дело с участием АктивБизнесКонсалт. Оно рассматривалось 24 марта 2020 года в Гагаринском районе Москвы. Дело удивляет поведением представителей коллекторского агентства, которые позволяют себе игнорировать запросы ФССП.
Собственно, суть: АБК проигнорировала запросы судебных приставов. В ФССП в Калужской области обратилась женщина, которая пожаловалась на нарушение «коллекторского» закона со стороны АБК. Судебные приставы тут же направили в организацию запрос с требованием пояснений:
- на каких основания проводится взыскание;
- каким образом проводится работа с должником;
- каким образом направлялись уведомления в адрес должника.
Но, увы, никакого ответа судебные приставы так и не получили. При этом агентство не удосужилось объяснить пропуск сроков. Тогда ФССП обратились в суд. Также к делу приобщили заявление должника.
Женщина сообщила, что коллекторы собрались выезжать к ней на дом для сбора и оценки имущества. Также они заявили, что будут оценивать ее платежеспособность. Ну и вишенка на торте — они заявили, чтобы женщина не выезжала из города, якобы у нее в связи с долгами ограничена свобода передвижения.
Суд оценил представленные обстоятельства дела и назначал агентству штраф за нарушения № 230-ФЗ и по ст. 17.7 КоАП РФ. Сумма штрафа не разглашается.
Краткие выводы:
Служба судебных приставов является для коллекторских агентств надзорным ведомством, и она вправе направлять различные запросы. И да, ее запросы нельзя игнорировать. Как мы видим, это выливается в штрафы. Непонятно, по какой причине коллекторы все же не ответили на запрос. Но в любом случае этим бездействием они нарушили закон.
Отдельного внимания заслуживает история с мнимым выездом для оценки имущества и требование не покидать город. Такие эксцессы встречаются часто, но у коллекторов нет права заявлять подобное. Помните, оценивать и изымать (арестовывать) имущество в данном случае вправе только судебные приставы.
Да и государственные взыскатели в первую очередь будут блокировать счета в банках и принудительно списывать доход с зарплатной карты должника. Имуществом они интересуются в последнюю очередь.
Исковые требования к АБК за пользование чужими средствами
Дело рассматривалось судебной коллегией апелляционной инстанции в отношении коллекторского бюро «АктивБизнесКонсалт».
Так, женщина обратилась в суд с исковыми требованиями против АБК. Она переплатила деньги в рамках исполнительного производства, и сейчас требовала их обратно.
Также она попросила присудить ей выплату процентов за пользование чужими деньгами и компенсацию морального вреда.
Она заявила, что АБК получило с нее деньги по окончании исполнительных производств. Собственно, с женщины изначально взыскивали задолженность через суд в пользу Сбербанка.
Позже банк переуступил свои требования в пользу коллекторского агентства. Потом производство было закрыто и срок по нему истек.
Компания восстановила право требования по исполнительному листу. С женщины взыскали деньги, после чего производство было закрыто. Позже обнаружилось, что женщина заплатила больше положенного, в связи с чем она потребовала вернуть эти деньги. Была направлена претензия в адрес коллекторского агентства. Но она осталась проигнорирована, что заставило женщину обратиться в суд.
Так, в суде первой инстанции истца поддержали, но суд при этом не нашел оснований для взыскания морального вреда. Женщину это не устроило, и она обратилась в апелляционную инстанцию. Но и здесь суд поддержал решение нижестоящей инстанции.
Краткие выводы:
Действительно, переплата считается пользованием чужими средствами, и подлежит возврату с процентами. Как правило, суды назначают проценты по ставке рефинансирования ЦБ. А вот требования о выплате компенсации морального вреда должны быть подкреплены чем-то. Или, по крайней мере, не должны отрицаться ответчиком.
Читайте также
- Что делать, если нечем платить ипотеку и можно ли сохранить квартиру
- Реализация имущества должников: как проходят торги в исполнительном производстве и в банкротстве граждан
- «Секвойя кредит консолидейшн»: воспоминания о былом лидере
Административная ответственность АБК
Это дело рассматривалось в Гагаринском районном суде города Москва 8 июня 2022 года. В судебную инстанцию в поисках справедливости обратился некий Новосельцев. Он потребовал взыскания компенсации морального вреда и госпошлины с «АктивБизнесКонсалт».
Ранее Новосельцев заключил со Сбербанком договор и получил кредитную карту. Но позже у него начались финансовые проблемы, что привело к образованию просрочки.
Сбербанк заключил с коллекторами агентский договор, и те начали взыскивать с Новосельцева долг в досудебном порядке. Начались звонки, коллекторы начали принимать различные меры, что привело к нарушениям № 230-ФЗ (закон о коллекторах).
В конце 2021 года ФССП привлекла агентство к административной ответственности по ч. 2 ст. 14.57 КоАП РФ. Но Новосельцева это не удовлетворило. Он посчитал, что частые звонки от коллекторов нарушают его покой и являются посягательством на человеческое достоинство. В связи с чем он и обратился в суд с требованием взыскать компенсацию за причинение морального вреда.
И самое интересное — суд таки поддержал гражданина Новосельцева! Он подтвердил право мужчины на получение компенсации морального вреда от коллекторского агентства за слишком частые звонки при взыскании долга!
В судебном решении не указана сумма компенсации, но отметим, что суд удовлетворил исковые требования частично! То есть суд обязал агентство выплатить вред, но не в том размере, на который изначально рассчитывал пострадавший.
Краткие выводы:
Случай, честно говоря, беспрецедентный. Доселе нам не встречались дела о взыскании компенсации морального вреда в таком формате. Но радует сам факт того, что есть такая судебная практика. Возможно, должники, которым ранее удалось привлечь коллекторов к административной ответственности, подумают и о возмещении морального вреда.
Отзывы должников о коллекторах АБК
Признаться, мы нашли немного отзывов о компании. Непонятно, с чем это связано. Скорее всего, деятельность агентства и правда не вызывает у населения особого презрения и гнева.
Ниже мы представим, что нам удалось найти:
- Здесь мужчина жалуется на то, что ему так и не удалось выстроить с коллекторским агентством адекватный диалог. Как оказалось, произошла ошибка — с него потребовали деньги, но он не брал никаких кредитов.
И вот, чтобы объясниться, ему пришлось пройти «Крым и Рым», потому что связаться оказалось непросто. Сам разговор тоже как-то не задался, девушка на том конце провода в итоге просто бросила трубку.
- Здесь люди тоже жалуются на то, что коллекторы звонят не тем людям. То есть совершенно посторонним лицам, которые на самом деле не являются должниками. Кому-то по ошибке списали больше денег, чем нужно. А у кого-то деньги взыскивают судебные приставы (тогда непонятно, при чем здесь коллекторы).
- Здесь мы нашли в комментариях, что у пользователей по задолженности перед Сбербанком идет взыскание ФССП. Но параллельно названивают коллекторы АБК, что, в общем-то, неправильно. И такая ситуация не у одного человека.
Впрочем, отзывы есть отзывы, судить по ним о коллекторском агентстве в целом нельзя. Поэтому мы сделали полноценный анализ АБК. В заключение хотелось бы сказать, что это агентство является одним из старожилов в своей нише. Преимущественно взыскатели сотрудничают со Сбербанком (они даже зарегистрированы по адресу банка).
Сильно закон не нарушается, скандальных происшествий мы тоже не нашли.
У вас возникают недопонимания с коллекторами, нечем платить просроченные долги? Позвоните нам. Мы найдем способ от них избавиться и сделаем так, что вас и вашу семью больше никто не станет беспокоить по поводу оплаты долгов.