Ежедневно в РФ происходит 347 дорожно-транспортных происшествий, об этом говорит статистика МВД. Но ведомство публикует только данные о ДТП с ранеными и погибшими, значит, на самом деле аварий случается намного больше.
Те же сведения подтверждаются информацией на сайте Госавтоинспекции, где можно на карте посмотреть статистику за любой период по регионам. Что делать, если попал в ДТП и не виноват? Как будут развиваться события дальше, могут ли переложить вину на пострадавшего?
В этой статье мы предлагаем рассмотреть, как в стандартном порядке должны действовать участники ДТП и органы, а также рассмотрим, как защитить себя и какие риски возникают для тех, кто не виноват. Для начала проведем короткий ликбез:
- Если ДТП не предполагает серьезного ущерба, нет раненых или, не приведи Господи, погибших, вполне можно обойтись составлением «европротокола». Вам не нужно вызывать ГИБДД, полицию, страховщика или адвоката. Стороны сами фиксируют повреждения и мирно расходятся по своим делам. Далее составленный документ направляется в страховую компанию виновника.
- Если же ДТП повлекло серьезные повреждения, есть жертвы — вызывается ГИБДД, которая составляет свой протокол. Здесь уже нужно звать представителя страховой компании, можно еще позвонить юристам или адвокату.
Стандартный пакет действий на месте ДТП
Итак, например, вы не успели затормозить перед светофором и случайно въехали в стоявшую впереди машину, чем нанесли некоторые повреждения — сбили номерной знак, помяли бампер и нанесли пару царапин. В таком случае звонить в ГИБДД не нужно — достаточно оформить «европротокол».
Кстати, составить его можно через государственные приложения онлайн. Вам нужно скачать и установить приложение «Госуслуги Авто», и уже там вы найдете раздел «Европротокол онлайн». Далее просто следуйте инструкциям.
Для оформления протокола такого типа необходимо, чтобы было полное соответствие следующим пунктам:
- В аварию вовлечены только 2 автомобиля, а случилось это строго на территории РФ. Если вы ударили авто соотечественника, скажем, в Тбилиси, здесь уже «европротокол» не сработает.
- Пострадали только автомобили, люди — нет. Также нет повреждений в отношении личного имущества пассажиров, не пострадали дорожные столбы и другие объекты инфраструктуры.
- Ремонт повреждений на авто обойдется максимум в 100 тыс. рублей. Но допускается ущерб до 400 тыс. рублей, если при этом водители не спорят, кто виновник, и у них нет разногласий по поводу обстоятельств аварии.
- Оба водителя имеют полис ОСАГО. Если кто-то из участников — иностранец, у него есть «Зеленая карта».
Хорошо, мы разобрались с «европротоколом». Теперь рассмотрим порядок действий при стандартном ДТП с сильными повреждениями или с пострадавшими:
- После включения «аварийки» и расстановки знаков на дороге звоним в ГИБДД и сообщаем о произошедшем. Сотрудники выедут к вам.
- Далее звоним в свою страховую компанию. Необходимо также, чтобы подобный звонок совершил виновник ДТП. Обязательно проследите за этим! Почему? Потому что в 90% случаев страховые компании отказывают в компенсации именно по причине того, что не соблюден порядок извещения страховщика.
- Фиксируем все повреждения на фото, видео, заполняем документ с извещением. Он формируется страховщиком, и заполнять его нужно самому, если это «европротокол». Если нет, то от водителя заполнение не требуется.
- Обязательно проконтролируйте, правильно ли указана вся информация в извещении. Вписаны ли все повреждения, правильно ли описан момент ДТП и так далее. Если вы что-то упустите, это будет только ваша вина. Компенсация в таком случае тоже будет ниже и не покроет всех расходов на ремонт авто.
По схеме ДТП тоже не должно оставаться недосказанностей — в противном случае суд может начать сомневаться в вашей невиновности, что явно не улучшит ваше положение.
- Обязательно обратите внимание на очевидцев и свидетелей. Лучше сразу выйти из машины и взять у людей контактные данные, чтобы связаться с ними для уточнения деталей.
- Осмотритесь по сторонам и постарайтесь найти камеры видеонаблюдения — на ближайшей заправке, возле придорожных магазинов. Даже можно обратиться к водителям, которые остановились, чтобы вам помочь. Возможно, их регистраторы что-то успели записать.
В извещении указываются следующие данные водителей-участников ДТП:
- ФИО человека.
- Контактные данные.
- Сведения из паспорта.
- Данные водительского удостоверения.
- Информация из техпаспорта авто.
- Сведения о страховом полисе ОСАГО.
Обязательно еще проследите за составлением протокола сотрудниками ГИБДД. Крайне важно, чтобы там верно были указаны:
- место ДТП;
- расположение машин после удара;
- расположение светофоров, дорожных знаков, разметки, объектов придорожной инфраструктуры;
- размер тормозного пути;
- количество и описания повреждений, причиненных автомобилям.
У вас есть право потребовать копию протокола, согласно ст. 28.2 КоАП РФ. Если сотрудник ГИБДД по каким-то мотивам отказывает, запишите его нагрудный знак и потом пожалуйтесь. Копии должны предоставляться и вам, и второму участнику ДТП.
Чего точно не стоит делать на месте происшествия?
Часто люди совершают распространенные ошибки, которые потом приводят к проблемам со страховой компанией или в зале суда. Поэтому:
- Не влезайте в конфликт и, тем более, в драку с другим участником ДТП. Агрессивным поведением вы только усугубите ситуацию. Никто не хотел аварии. Лучше держать эмоции при себе.
- Не стоит «ударять по газам» и скрываться с места происшествия. Даже если вы не виновны. За подобные «фортели» могут даже лишить водительских прав. Мы живем в век цифровизации, поэтому вас быстро вычислят благодаря неравнодушным гражданам, регистраторам и видеокамерам.
- Когда ДТП случается на оживленной трассе, люди стараются переехать на обочину, чтобы не причинять никому неудобств. Но это неправильно, потому что отъезд противоречит ПДД. Пункт 2.5 устанавливает, что участники должны включить «аварийку», выставить знаки и зафиксировать произошедшее.
И все же, долго в таком положении автомобили оставлять нельзя, иначе вскоре случится вторая авария. На трассах люди обычно ездят со скоростью за 100 км/час, и они просто не будут успевать затормозить. Постарайтесь как можно быстрее зафиксировать аварию и отъехать на обочину для дальнейших разбирательств.
Как невинного человека могут сделать виновником ДТП?
Здесь хотелось бы поднять очень непростую тему — как человека могут сделать виновником ДТП. Главное, что вы должны знать — до решения суда никто не может вас обвинить в произошедшем. Никто. У нас в стране действует презумпция невиновности. Итак, давайте узнаем, как и в чем вас могут обвинить:
Наезд на пешехода
Есть стереотип, что когда водитель наедет на человека, он при любых обстоятельствах автоматически становится виновником. Но это не так. Вы по факту не будете виноваты, если человек выбежал под колеса в неположенном месте; если он решил таким образом покончить с собой или заработать денег (увы, это один из видов мошенничества). Но будьте готовы, что вам придется это доказывать на суде.
Вы не уступили дорогу
Довольно распространенный тип аварии, когда человек выезжает из поворота или едет прямо наперерез другому автомобилю. Обычно истина в таких ситуациях устанавливается по видеодоказательствам в отношении светофоров. Если дорогу регулировали только знаки, то тут намного проще разобраться.
В случае со светофорами нужно доказать, что вы начали движение именно на зеленый цвет. Если вы ехали на желтый цвет — ситуация будет спорной и, возможно, не в вашу пользу. Скорее всего, ваш противник попытается доказать именно это. Не стесняйтесь привлекать видеозаписи, показания с регистраторов.
Читайте также
- Что грозит за неоплаченные штрафы ГИБДД
- Как снизить налог на авто
- Как работает автоломбард: сколько денег дают под залог машины, риски для собственника
Технические неисправности
Здесь, конечно, потребуется экспертиза автомобиля. Нередко аварии создаются, потому что у виновника заклинило руль или машина стала неуправляемой по другим причинам. То есть фактически водитель не виноват. Было бы замечательно, если бы у вас был на руках талон о недавно пройденном техосмотре.
Проблема с дорожным покрытием
ДТП часто случаются именно по вине ужасного состояния дорог. Если вы даже едете, допустим, со скоростью 80 км/час, и попадаете в более-менее приличную яму, этого может оказаться достаточно, чтобы машина перевернулась. Подобные случаи хорошо раскрываются благодаря видеорегистраторам.
Вы пытались не наехать на животное
Увы, часто и домашние, и дикие животные перебегают дорогу прямо перед автомобилями. Если вы хоть раз ездили с классической скоростью 100 км/час, вы понимаете, что затормозить не удастся. В 99 случаев из 100 водители резко выворачивают руль в правую сторону, чтобы выехать на обочину в кювет.
Но увы, машину разворачивает и заносит, в результате чего страдают и другие участники дорожного движения. Здесь, опять же, потребуется видеорегистратор и хороший адвокат.
Как защитить себя от несправедливых обвинений?
Безусловно, основная битва вас будет ожидать в зале суда. Но это не значит, что в остальное время можно расслабиться. Если вы попали в неоднозначную ситуацию, проявите бдительность с самого начала:
- Если вы понимаете, что вашей вины в произошедшем нет, но вследствие обстоятельств вас легко признают виновником (например, потому что у машины заклинило руль, и вы въехали в другой автомобиль), не подписывайте никаких документов, пока в дело не будет внесена ясность. Лучше всего сразу вызвать независимую экспертизу и потребовать проверить все на месте.
- Фотографируйте все — все части автомобиля, поврежденные и неповрежденные места, осколки, тормозной путь. Лучше всего еще снять видео, где четко будет озвучена дата и время.
- Если в машине есть видеорегистратор, обязательно сохраните видео в нескольких экземплярах. Один из них передайте сотрудникам ГИБДД, один — экспертам, один — страховщику, можете еще поделиться с другим участником ДТП. Также постарайтесь найти свидетельства очевидцев, авось, у кого-то тоже есть съемка вашей аварии.
- Своими руками нарисуйте схему ДТП, указав все в деталях.
- При подписании протокола внимательно все изучите. Если какие-то места вызывают у вас сомнения или вы с ними не согласны, не стоит подписываться. Можно запросить составление протокола КоАП РФ. Если вы все равно не согласны с ним, напишите письменное возражение и опишите, в каких местах вы не согласны.
- Далее, если на вас уже составили протокол об административном правонарушении, составьте жалобу в адрес руководителя ГИБДД. Можно также привлечь другие инстанции и пожаловаться в районный суд.
- Найдите хорошего адвоката, который поможет доказать вашу невиновность. И да, если вы еще не сделали этого — привлеките экспертов. Их заключение обязательно потребуется на суде.
В особенности потребуется юридическая помощь, если вследствие ДТП вам теперь грозит уголовная ответственность. Вам нужны специалисты, которые будут взаимодействовать со следственными органами, защищать вас на суде, следить за соблюдением ваших прав в ходе расследования.
Что делать, если после ДТП осталось куча долгов?
Увы, причинение повреждений другим лицам обычно влечет возложение ответственности на этого человека и присуждение компенсаций. Чем больше пострадало людей, чем большие были причинены убытки — тем выше сумма. У многих людей после затяжных судебных тяжб не остается ни копейки. И что же делать?
Возможно, вам поможет процедура банкротства. Компенсации, которые присуждаются из-за причинения вреда здоровью или жизни третьих лиц, не подлежат списанию. Но вы сможете списать:
- свои кредиты и микрозаймы;
- административные штрафы;
- компенсации по причинению вреда имуществу третьих лиц (если повреждение было без злого умысла).
Таким образом, через банкротство вы хотя бы частично снимете с себя долговой груз и сможете быстрее рассчитаться с пострадавшими. Если вам нужна помощь в этом вопросе — обращайтесь, мы проводим списание долгов «под ключ». Вы получите консультации, представительские услуги, помощь в подборе управляющего и полный контроль за ходом дела.