Блокировку счета налоговая служба применяется только по веским основаниям, прописанным в законодательстве. Практически никогда ИФНС не блокирует счета в банках обычных физических лиц (не имеющих статуса ИП), только если, конечно, через эти счета не идет отмывание денежных средств в промышленных масштабах. А это миллионы оборотов в месяц. Или же скромные сотни тысяч в рублях.
Также, исходя из положений ст. 76 НК РФ, после принятия такого решения банки не должны открывать налогоплательщику другие счета или позволять электронные денежные переводы.
Представляем вам сервис, которым могут воспользоваться и банки, и сами налогоплательщики, чтобы проверить блокировку счета на сайте ИФНС и все подробности, связанные с системой удержания денег на счете.
Как провести проверку блокировки расчетного счета на сайте налоговой?
О самой блокировке, как правило, становится известно по факту, когда компания не может воспользоваться своими средствами на расчетных счетах.
То есть юридическое лицо или индивидуальных предприниматель не может перечислять в счет оплаты товаров и услуг средства со своего счета — хотя они у него есть. ФНС обязана информировать о своих намерениях самих налогоплательщиков, но часто не выполняет требования по п. 4 ст. 76 НК РФ. Поэтому-то провинившиеся часто сталкиваются с неприятными сюрпризами.
Но, тем не менее, узнать о факте блокировки счетов можно самостоятельно — «превентивно», так сказать. Вам необходимо найти на сайте ФНС раздел с системой информирования банков о состоянии обработки электронных документов. Это своеобразный реестр, который находится в открытом доступе. Ниже прикрепляем небольшую мобильную инструкцию:
- Переходим по указанной выше ссылке.
- Выбираем раздел «Запрос о действующих решениях о приостановлении».
- Указываем свои: БИК банка — банковский иденфикационный номер кредитной организации, в которой открыт ваш расчетный счет) и ИНН компании (или ИП).
- Далее отправляем запрос — нажатием на кнопку.
Все, на экран тут же будут выведены результаты. Если счет и вправду был заморожен налоговой, то вы увидите:
- Номер и дату соответствующего решения;
- код ФНС;
- БИК вашего банка;
- данные о дате размещения сведений.
Почему блокируются счета налоговой инспекцией: причины
В основном налоговая инспекция блокирует счета, потому что:
- Компания не уплатила налоги своевременно. Обычно проходит срок до 2 месяцев с момента даты обязательного платежа, прежде чем ФНС вынесет решение о принудительной блокировке.
- Налоговую декларацию не сдали своевременно. Сдать ее можно еще в течении 20 дней с момента, когда она должна была подаваться. Далее ФНС принимает решение о блокировке счета — на сие действие у нее есть 3 года.
- Не соблюдаются требования по электронному документообороту. Необходимо исправить эту ошибку в течение 10 дней, иначе ФНС примет решение о блокировке.
- Не предоставляется квитанция о том, что компания приняла требования о подготовке документов на протяжении 10 дней с момента истечения установленных сроков.
- Не предоставляется отчетность по страховым взносам.
Часто счета блокируют, потому что налоговая инспекция находит ошибки в бухгалтерской отчетности.
Арест счетов по решению ФНС: он есть и что теперь делать?
Итак, вы проверили свою компанию в форме ООО на сайте налоговой инспекции и нашли решение о блокировке именно ваших счетов. Что делать? Предлагаем следующий сценарий:
- Узнайте, почему заблокировали ваши счета. Обычно на сайте такая информация не предоставляется. Вам необходимо обратиться напрямую к инспектору в налоговой службе или непосредственно в банк.
- Выясните и осознайте проблему. Когда вы узнаете причину блокировки, будет понятно, как ее устранить. Например, счет заблокировали, потому что вы не уплатили налоги.
В данном случае можно перевести оплату со сторонних счетов (например, оформленных на физ лицо, а не на бизнес) и предоставить квитанцию в ФНС. Или же, если средств на расчетном счету хватает с избытком, обратиться с заявлением в налоговую, попросив о частичном снятии блокировки. Нужно указать номер счета и приложить выписку с остатком средств на балансе.
- Дождитесь, когда средства на балансе разблокируют. Обычно это занимает 1-2 дня.
Разумеется, все зависит от причины блокировки и от того, как вы будете с ней справляться. Допустим, санкции были наложены в связи с несвоевременной подготовкой налоговой декларации. В данном случае вам нужно как можно скорее подготовить документы и передать их в ФНС.
В частности, можно потом предоставить инспектору опись вложения (при отправке документов почтой) как доказательство.
Если у вас заблокирован счет из-за отсутствия электронного документооборота с ФНС, то вам потребуется получение квалифицированного сертификата ключа проверки электронной подписи.
Сделать ключ можно самостоятельно или через фирмы, которые занимаются посреднической деятельностью.
Потом вам останется лишь заключить договор с оператором и направить копию этого документа инспектору.
Почетной обязанностью формировать отчеты в электронном виде наделены только некоторые группы лиц.
В частности, это юридические лица. И предприниматели, на которых в течение года работало более 100 человек. Требование еще касается бизнесменов, сдающих налоговые декларации по НДС.
Если вы, допустим, не отправили вовремя квитанцию в качестве подтверждения на запрос из ФНС, можно направить эту квитанцию в ведомство с выполнением требований. Например, написать письменное пояснение, представить документы.
Сразу после устранения причин вам необходимо направить все подтверждающие документы в ФНС. Можно их даже завезти в отделение лично. Блокировку счета инспектор должен снять уже на следующий рабочий день.
Если вы представили справки, копии и другие документы, скажем, в пятницу, то счет должен начать работу уже в понедельник. Если в среду — то в четверг.
Почему заморозка счета — это плохо?
Блокировка — это полное закрытие счета для проведения расчетных операций. То есть компания не сможет расплатиться с контрагентами или выплатить людям зарплату. В свою очередь, это приведет к просрочке, к невозможности выполнить свои обязательства, придется потом платить неустойку.
Также:
- контрагенты могут подать заявление о признании банкротства компании. Если им удастся добиться нужного решения, компанию могут ликвидировать, исключить из ЕГРЮЛ, начнется ее признание несостоятельности;
- работники могут обратиться в трудовую инспекцию и тем самым создать дополнительные проблемы.
Работники смогут получить свои деньги только в ситуации, если уже вынесены:
- судебный приказ;
- исполнительный лист;
- решение комиссии по трудовым спорам;
- распоряжение трудовой инспекции.
Даже распространение сведений о блокировке не спасает работодателя — у работников по-прежнему есть право требовать деньги во всевозможных инстанциях. А контрагенты вправе взыскать задолженность через суд.
Так или иначе, подобные эксцессы сильно влияют на репутацию компании. От нее могут отказаться надежные партнеры и контрагенты, а значит, ей придется искать другие фирмы. Это повлечет локальный кризис и простой в деятельности.
Оспаривание действующей блокировки: как это сделать и есть ли шансы?
Федеральная налоговая служба не является истиной в последней инстанции, вы всегда можете обжаловать ее решения. Обратиться можно непосредственно в управление налогового органа по субъекту РФ.
Как известно, 50% успеха зависит от подготовки — нужно подготовить грамотную жалобу в вышестоящий орган. Вам нужно описать конкретные нарушения, которые были допущены ФНС (при информировании банков, при введении блокировки и так далее), излагая факты сухо и последовательно.
К жалобе можно и даже рекомендуется приложить документы, которые подтверждают вашу позицию. В целом желательно ссылаться на законодательные нормы — это наилучший аргумент в таких спорах.
Также в жалобе указываем:
- свои ФИО;
- адрес регистрации;
- сведения о решении ФНС, которое обжалуется;
- данные о лице, которое подписало обжалуемое решение;
- что именно вы считаете незаконным и каким образом вы хотите это устранить (например, разблокировать счет).
Дополнительно вам потребуется выбрать способ, которым вы бы хотели получить ответ: бумажный носитель, направление решения в личный кабинет на сайте ФНС. В конце жалобу необходимо подписать.
Документы можно направить непосредственно через сайт налоговой и лично отвезти в налоговый орган.
Далее остается только ждать.
Если же жалоба ничего не дала, то в следующий раз обращаться уже придется в центральный аппарат ФНС или в арбитражный суд.
При этом, пока будут идти разбирательства в ведомстве ФНС, блокировка не снимается.
Но блокировку можно снять, когда уже дело дойдет до суда.
Вы можете обратиться в ходе дела с ходатайством о приостановлении. Однако вам необходимо мотивировать свое обращение. Например, тем, что отсутствие денег плохо влияет на бизнес, что вы не можете рассчитаться за услуги и так далее.
Далее, если вам откажет и арбитражный суд, можно обратиться с жалобой в апелляционную инстанцию. Потом на очереди кассация и ВС РФ. Вот Верховный суд уже принимает неотменяемое решение.
Вам нужна консультация юриста по финансовым проблемам? Хотите больше узнать о признании банкротства? Обращайтесь, мы предоставляем квалифицированную юридическую поддержку!