Ежегодная налоговая выплата – это достаточно новая мера поддержки для семей с низкими доходами. Она стала доступна только с 2026 года и действует бессрочно. Условия получения выплаты во многом совпадают с назначением единого пособия на детей. Но деньги будут перечислены не за счет бюджета, а из суммы НДФЛ, ранее удержанного с родителей. Подать документы на ежегодную семейную налоговую выплату можно через «Госуслуги», в МФЦ или клиентской службе СФР. Максимальный срок проверки составляет до 20 дней.
Можно ли через «Госуслуги» подать документы на семейную налоговую выплату
Обычно меры поддержки для семей назначают за счет федерального или регионального бюджета. Но с ежегодной налоговой выплатой все иначе. Ее не зря называют своего рода кэшбэком. Государство возвращает часть подоходного налога, поступившего в бюджет. Сумма выплаты определяется по разнице между общей и льготной ставками НДФЛ (6%). Если налог не удержали, а у родителя отсутствовал официальный и подтвержденный доход, он не сможет вернуть деньги. При этом есть еще и немало дополнительных условий, которым должна соответствовать семья.
Выплату назначают не автоматически, а на основании заявления. Подать его разрешается ежегодно в период с 1 июня по 30 сентября. Способы обращения за выплатой, которые доступны сейчас:
- через портал «Госуслуг», если у родителя есть подтвержденная учетная запись;
- в МФЦ, куда может обратиться как сам родитель, так и его представитель с доверенностью;
- через клиентскую службу Социального фонда РФ (актуально для родителя или представителя).
Право на выплату имеет каждый родитель, даже если брак уже расторгнут. Подать через «Госуслуги» заявление нужно через специальную форму. Большинство сведений в ней будут поставлены автоматически из профиля на портале. Это относится и к суммам дохода и НДФЛ за предыдущий год. По мере необходимости придется заполнить блоки заявления с дополнительными сведениями, что не должно вызвать сложностей.
Общие правила назначения и перечисления налоговой выплаты можно найти в законе № 179-ФЗ. Требования к документам от заявителей и сама форма обращения утверждены постановлением Правительства РФ № 2173.
Простым языком все разъяснено в материале на портале «Госуслуг». В частности, там есть ссылки на форму заявления, список имущества и многое другое. В процессе заполнения система будет выдавать подсказки, которые помогут разобраться в сложных моментах.
Обязательные условия для получения семейной налоговой выплаты
Для получения налогового кэшбэка введено немало условий. В плане семейного положения они таковы:
- Заявителем может быть родитель, у которого есть не менее двух детей в возрасте до 18 лет или до 23 лет (при очном обучении).
- У заявителя и всех детей должно быть гражданство РФ.
- Наличие брачных отношений между родителями не имеет значения.
Эти условия будут подтверждены данными с «Госуслуг». Если какой-либо информации нет, ее можно отдельно указать в форме заявления.
Выплату предоставляют по НДФЛ, который был уплачен в бюджет в предыдущем году. Указанные данные есть в распоряжении налоговой службы и подгружаются к профилю гражданина на «Госуслугах». Под возврат попадает налог далеко не со всех доходов, а только из следующих источников:
- заработной платы по трудовым договорам;
- денежного довольствия военнослужащих;
- договоров гражданско-правового характера;
- прибыли ИП, если он работает по общей схеме налогообложения.
Со многих видов доходов платят не НДФЛ, а другие виды налогов. В частности, это относится к самозанятым. По их выплатам в бюджет налоговый кэшбэк не предоставляют. Но если самозанятый одновременно работает по трудовому договору, то с НДФЛ по зарплате можно будет получить возврат.
Еще одно важное условие, которое актуально для родителей, – отсутствие задолженности по алиментам на детей. Проверять эту информацию будут по базе приставов. Долгом считается просрочка даже за один месяц. Текущие (периодические) выплаты по алиментам на назначение семейной выплаты не повлияют.
Требования к доходам и имущественному положению
Едва ли не самым важным моментом для получения ежегодной семейной выплаты является соответствие по размеру дохода и имущественному положению. Право на кэшбэк по НДФЛ имеют лица, чей средний заработок в расчете на члена семьи не превышает 1,5 прожиточного минимума (ПМ). Для проверки берут сведения по региону проживания заявителя.
В состав семьи входит сам родитель, его супруг (при наличии) и дети. В ст. 3 закона № 179-ФЗ указан перечень лиц, чей доход не будет учитываться для назначения выплаты. Например, это будет ребенок в возрасте до 23 лет, который обучается очно, но уже вступил в брак. Если ошибочно не указать в заявлении кого-либо из состава семьи, данный момент уточнят при проверке документов и сведений.
Как и при назначении единого пособия, право на налоговый кэшбэк возникнет только при соответствии имущественному цензу. В нормативных актах и напрямую на «Госуслугах» указан список имущества, которое может быть в собственности заявителя. Требования распространяются на объекты недвижимости (в том числе доли на них), земельные участки и транспортные средства. Проверка по имуществу ведется на основе баз Росреестра и Госавтоинспекции. Предоставлять документы о праве собственности не нужно.
Как определяют размер выплаты
Размер налогового кэшбэка не является фиксированным показателем. Он зависит от того, сколько подоходного налога удержали с заявителя. В большинстве случаев, особенно для малоимущих граждан, НДФЛ составляет 13%. При расчете выплаты будет применена льготная ставка 6%. Таким образом, человек получит разницу в суммах налога, начисленного по двум указанным показателям.
Если ежегодный доход превысит 2,4 млн рублей, то для НДФЛ начнут применять повышенные ставки (15% и т. д.). Право на семейную выплату в данном случае не утрачивается, но с учетом соотношения дохода с прожиточным минимумом выплата при значительном доходе и повышенных ставках НДФЛ будет доступна только семьям с большим количеством детей.
При подаче заявления на «Госуслугах» или иным способом не нужно указывать расчет налоговой выплаты. Это сделает Социальный фонд РФ путем сопоставления данных о доходе, размере удержанного НДФЛ, примененной и льготной ставке налога. Выплата поступит на банковскую карту, указанную при подаче обращения.
Срок проверки заявления и принятия решения составляет до 10 дней. Статус обращения можно отслеживать в личном кабинете «Госуслуг». Если требуется запрос дополнительных сведений, то срок рассмотрения могут продлить до 20 дней. При положительном решении СФР на перевод средств отводится до 5 дней.
Основания для отказа
В выплатах отказывают из-за нарушения порядка подачи документов, ошибок в персональных и иных данных, что вполне устранимо. Например, на уточнение некорректных сведений дают до 5 дней, и это не влечет обязанность повторного направления заявления. Намного серьезнее будут основания для отказа, вызванные несоответствием по обязательным условиям:
- отсутствие отчислений по НДФЛ;
- превышение среднего дохода над показателем 1,5 прожиточного минимума;
- наличие имущества за пределами утвержденного перечня;
- отсутствие гражданства РФ у кого-либо из членов семьи.
Скорее всего, указанные нарушения устранить не получится, так как они имеют отношение к сведениям за прошлый, а не текущий год. Но если при проверке допущены ошибки, можно подать жалобу на имя вышестоящего должностного лица СФР или через прокуратуру, в том числе напрямую на «Госуслугах». Также незаконное решение оспаривают в судебном порядке.
Куда можно тратить налоговую выплату
По сути, налоговой выплатой заявителю возвращают его собственный доход, который ранее удержали в виде НДФЛ. Тратить деньги разрешается куда угодно и на свое усмотрение, и даже на цели, не связанные с содержанием и воспитанием детей. Но так как кэшбэк относится к мерам семейной поддержки, средства будут защищены от удержаний по долгам. Это следует из положений ст. 101 закона № 229-ФЗ.
Аналогичные правила действуют и при прохождении банкротства. Семейная налоговая выплата должнику будет защищена от включения в конкурсную массу. По мере зачисления средств они будут доступны для снятия со специального счета, открытого финансовым управляющим. Кроме того, должник может рассчитывать и на выделение прожиточного минимума. Это гарантия общего характера, если у банкрота есть текущие доходы или деньги в конкурсной массе.
На банкротство граждане подают, когда уже не могут платить по существующим обязательствам: по кредитам, займам, налогам и т. д. Процедура позволяет при соблюдении установленных законом № 127-ФЗ условий их списать, за исключением некоторых категорий, например, по алиментам. Все вопросы, связанные с прохождением банкротства, вы можете задать нашим юристам на консультации.
Частые вопросы
Причиной отказа в налоговом кэшбэке может стать только задолженность по алиментам на детей. Это обязательно проверяют по базе судебных приставов. Если же ведется взыскание долгов по кредитам и займам, то заявление на выплату разрешено подавать на общих основаниях.
В нормативных актах не указано минимальной и максимальной суммы налогового семейного кэшбэка. Все зависит от размера НДФЛ, удержанного в течение прошлого года. По факту же скрытое ограничение есть, так как получение выплаты напрямую связано с цифрами дохода, а значит, и налога с него.
Ответ на данный вопрос содержится в ст. 5 закона № 179-ФЗ. Там прямо сказано, что семейная выплата, независимо от его размера, не будет учитываться при назначении других социальных выплат. Поэтому при подаче соответствующих заявлений не нужно указывать о возврате НДФЛ.
банкротства физ. лица Рассчитайте стоимость процедуры
банкротства для вашего случая