Консультантов по налогам и сборам, подтвердивших соответствие профстандарту и сдавших экзамен, включают в реестры. Их ведет не государство или ФНС, а некоммерческие объединения — палаты, ассоциации и союзы. Членство в реестре дает преимущества при привлечении клиентов, хотя и не является обязательным для оказания услуг.
Найти специалиста в списке можно по ФИО, региону и другим показателям. Исключить из реестра аттестованных налоговых консультантов могут за неуплату взносов, из-за отсутствия проф. активности. Подробнее обо всем этом расскажем ниже.
консультацию нашего юриста в удобном для вас
мессенджере
Что такое реестр налоговых консультантов
Все реестры, которые ведет государство, полезны для бизнеса, рядовых граждан. Там представлена официальная информация, за которую отвечают органы власти и другие уполномоченные ведомства. Но в сфере налогового консультирования до сих пор нет государственных реестров и баз данных. Эта деятельность регулируется некоммерческими общественными объединениями. Они могут именоваться по-разному — палаты, клубы, союзы, ассоциации и т.д.
Итак, все реестры налоговых консультантов России можно условно назвать «частными». Но включают туда не только за деньги, хотя каждому специалисту необходимо оплатить членские взносы.
Важно подтвердить ряд базовых требований к профессии и специальности. К ним относится образование по профильным дисциплинам и опыт работы. Проверяют это соответствие именно палаты и другие аналогичные организации, которые ведут реестр.
Судя по открытым данным, сейчас в разных реестрах числятся тысячи налоговых консультантов. Квалификации и опыта работы у каждого из них достаточно, чтобы оказывать налогоплательщикам услуги надлежащего качества. Организации, которые ведут реестры, контролируют деятельность своих членов. При многочисленных жалобах, обоснованность которых подтвердит проверка, специалист может лишиться аттестата. Естественно, это повлечет исключение из реестра.
Читайте также
- Виды услуг налогового консультирования
- Закон о налоговом консультировании
- Что делать, если пришло письмо из суда о взыскании задолженности
Почему есть несколько реестров в сфере налогового консультирования
Первая, и самая крупная палата консультантов, была создана еще в 2002 году. Но с тех пор появилось еще несколько федеральных и множество региональных организаций, у которых те же функции и цели — саморегулирование в сфере консультирования. Все они ведут реестры, куда включают своих членов. Соответственно, единой базы консультантов до сих пор нет.
Федеральная налоговая служба (ФНС) пыталась упорядочить работу всех палат и иных саморегулируемых организаций. Но законопроект о налоговых консультантах так и не был рассмотрен Государственной думой РФ.
Все, чего удалось добиться ФНС и экспертному сообществу, это утверждение профессионального стандарта. Сейчас он является основным документом, по которому проверяют квалификацию и иные требования к специальности налоговый консультант.
Что касается самих реестров, то их нужно искать на сайтах соответствующих палат. Вот примеры:
- вот единый реестр Палаты налоговых консультантов (ПНК), где на начало августа 2024 года числится несколько тысяч специалистов;
- здесь можно найти реестр Федеральной палаты налоговых консультантов, в который включено почти шесть сотен специалистов.
Для поиска можно указать ФИО консультанта, а также место его работы (город или регион). Еще будут важны сведения о дате начала и окончания срока действия аттестата.
Кого и как включают в реестр
Чтобы официально и легально называть себя консультантом по налогам и сборам, и попасть в реестр, необходимо:
- соответствовать базовым требованиям по профстандарту;
- пройти обучение по специальной программе «Налоговое консультирование»;
- периодически подтверждать соответствие по квалификации (путем переобучения или за счет профессиональной активности).
Еще одним условием является оплата взносов. На примере ПНК, консультанту нужно сначала заплатить за вступление 8 000 руб. (Москва и Московская область) или 4 000 руб. (остальные регионы). Далее каждый год нужно вносить членские взносы в сумме 4 500 руб. или 2 250 руб., соответственно. Это сведения на 2024 год. Если не внести взнос, то консультанта исключат из реестра, даже если он соответствует всем остальным обязательным требованиям.
Базовые условия
Прежде чем подавать заявку о вступлении в палату, нужно подтвердить профильное образование и опыт практической работы. В проф. стандарте указано 3 основных требования:
- по образованию — среднее профессиональное или высшее (например, юриспруденция, экономика, финансы), с доп. образованием в области налогообложения;
- по опыту работы — не менее 2 лет (при высшем образовании) или 5 лет (при среднем проф. образовании);
- по повышению квалификации — не реже 1 раза в 3 года.
Документы о соответствии этим условиям всегда проверяют палаты, и без этого не обойтись.
Экзамены для включения в реестр сдавать не нужно. Если точнее, то они проводятся по итогам обучения.
После вступления в палату консультант оплачивает и проходит его по соответствующей программе.
Организацией образовательных процессов занимаются сами палаты. В каждом регионе у них есть партнеры, которые ведут набор слушателей на курсы.
После их завершения проводится междисциплинарный экзамен. Если все прошло успешно, то специалист получит аттестат и удостоверение. Останется лишь оплатить взносы (если это не сделано ранее) и сведения автоматически внесут в реестр. Подробнее об организации процесса можно посмотреть на примере с сайта ПНК.
Не менее важно проходить курсы повышения квалификации. Без этого консультант не сможет числиться в реестре. Программы повышения квалификации также предлагают партнеры палат. Их вполне можно пройти не только очно, но и удаленно (это повлияет на продолжительность курса). Также условием для продления срока аттестата и членства в реестре является профессиональная активность.
Виды активностей
ПНК обязывает своих членов подтверждать наличие активности в профессиональной деятельности по балльной системе. Чтобы продлить аттестат на следующие 2 года, нужно иметь от 72 баллов. Их начисляют так:
- 36 или 72 балла за повышение квалификации через партнеров палаты (в онлайн-формате или очно);
- участие в профессиональных мероприятиях (семинары, конференции и т.д.);
- коучинг (преподавание) на базе Бюро ПНК (до 72 балов);
- кейсы по налоговой практике (до 36 баллов);
- онлайн-дежурство на «Горячей линии» (от 4 баллов);
- иные виды активностей, в том числе по индивидуальному согласованию.
Данное требование вполне логично. Палатам не нужны консультанты, которые числятся в реестре, но не ведут деятельности, не участвуют в мероприятиях профессионального сообщества. Но в целом, если оплачивать и очно проходить повышение квалификации, то баллов вполне хватит для продления.
Аттестаты и свидетельства
После завершения обучения и сдачи экзамена специалист получит аттестат. Срок его действия — до 2 лет (даты начала и окончания видны в базе). Информацию об аттестате можно указывать при рекламе своих услуг, при заключении договора с клиентами. При отсутствии аттестата нельзя называть себя консультантом по налогам и сборам. Впрочем, можно предлагать услуги в качестве обычного юриста, бухгалтера и т.д.
После повышения квалификации выдают свидетельство. Оно действует в течение 3 лет. Такой же документ консультант получает каждые 2 года при продлении аттестата (как указывалось выше, по баллам на проф. активность). Еще у специалиста может быть диплом о профессиональной переподготовке. Сведения об этом документе включают в реестр.
консультацию нашего юриста в удобном для вас
мессенджере
Как консультанты работают с налогоплательщиками
Консультанты могут оказывать любые услуги для налогоплательщиков. Чаще всего их клиентами являются юридические лица и предприниматели. Но и рядовые граждане могут получить помощь:
- в виде консультаций (по некоторым общим вопросам — бесплатно);
- при заполнении и подаче деклараций;
- при оспаривании действий и решений налогового органа.
Наличие консультанта в реестре должно стать гарантией качества услуг, ведь специалист имеет аттестат и/или свидетельство, прошел обучение. Если возникнут претензии или споры, можно пожаловаться в палату.
В других сферах деятельности есть аналоги реестра налоговых консультантов. Здесь можно найти сведения обо всех нотариусах России, а Росреестр ведет базу по арбитражным управляющим.
Если речь идет о долгах по налогам и вы планируете списать их через банкротство, то помощь в этом могут оказать не только консультанты, но и специалисты другого профиля. Мы предлагаем услуги гражданам, которые столкнулись с финансовыми сложностями и хотят решить их максимально безболезненно. Обращайтесь на консультацию, чтобы узнать обо всех вариантах решения проблем с долгами!