Показателем МРОТ называют обязательный минимум, который должен получить работник за месяц работы на полной ставке. Эту цифру утверждают законодательно на федеральном уровне, хотя регионы вправе увеличивать ее своими решениями. Установленную величину применяют при расчете зарплат, отдельных социальных и трудовых выплат. МРОТ в 2026 году составляет 27 093 рубля. С 1 января 2027 года показатель планируют увеличить до 28 935 рублей.
Правила применения МРОТ
С 2000 года правила утверждения МРОТ регулируются законом № 82-ФЗ. Минимальный размер заработка — это гарантия государства для граждан, работающих по трудовым договорам. Федеральный показатель распространяется на юридических лиц и предпринимателей, выступающих работодателями. Они не могут произвольно установить выплаты сотруднику ниже МРОТ, если тот оформлен на полную ставку и выполнил норму рабочего времени. По умолчанию она составляет 40 часов в неделю. Но для некоторых категорий работников норма ниже (например, до 35 часов для инвалидов I или II групп).
На законных основаниях можно платить работнику меньше МРОТ в следующих ситуациях:
- По трудовому договору человек работает не на полную ставку, например, 0,5 ставки по внешнему совместительству.
- В силу каких-либо причин в течение месяца не выполнена норма рабочего времени.
- На предприятии объявлен простой. В зависимости от причин, простой оплачивается в размере 2/3 средней зарплаты (если есть вина работодателя) или 2/3 оклада (по независящим причинам), а время простоя по вине самого работника оплате не подлежит.
- Не выполнены условия по сдельной системе оплаты труда, как вариант, был произведен брак по вине сотрудника.
На законодательном уровне МРОТ определен как заработная плата с учетом налогов и иных законных удержаний. Соответственно, фактическая сумма на руки может оказаться меньше. Приведем пример. Заработок сотрудника составляет 30 000 рублей, что выше МРОТ. Сначала организация удерживает НДФЛ по ставке 13% (3 900 рублей). Остаток составляет 26 100 рублей. Затем по постановлению судебного пристава из этой суммы удерживают 50% на уплату алиментов (13 050 рублей). В итоге сотрудник получит на руки 13 050 рублей. В итоге сотрудник получит существенно меньше, чем МРОТ, хотя не допускал нарушений и полностью выполнил норматив по рабочему времени.
Как рассчитывают минимальный размер оплаты труда
В ст. 1 закона № 82-ФЗ определены 3 правила, на основании которых утверждают МРОТ:
- Минимальный размер заработка не может быть ниже аналогичного показателя за предыдущий год.
- МРОТ не может быть меньше 48% от медианной зарплаты, которую ежегодно рассчитывает Росстат.
- Показатель МРОТ не может быть ниже значения прожиточного минимума для трудоспособного населения (при этом не имеет значения, что для каждой категории населения действует свой минимум, согласно расшифровке таблицы).
Этот показатель устанавливается федеральным законом о бюджете на очередной год. Дополнительными постановлениями правительства утверждаются правила и региональные коэффициенты.
Соотношение с медианной зарплатой для утверждения МРОТ применяют с 2021 года (в 2023 году вводили мораторий на использование данного показателя). Исходные данные публикуют на официальном сайте Росстата. На данный момент, в 2026 году, соотношение составляет не менее 48%, а пересматривать его обязаны не реже одного раза в 5 лет. Методика определения медианной зарплаты утверждена приказом Росстата № 870. Есть вероятность, что на период с 2027 по 2030 год снова введут мораторий на применение медианной зарплаты при определении МРОТ. Соответствующий законопроект внесен в Госдуму РФ и в октябре 2026 года был рассмотрен в первом чтении.
На сегодняшний день (2026 год) МРОТ утвержден в сумме 27 093 рубля. До этого он был равен 22 440 рублям, то есть рост весьма существенный. В открытых источниках можно найти значения МРОТ за все годы, начиная с принятия закона № 82-ФЗ. Если зарплата сотрудника не будет соответствовать вновь утвержденному показателю, работодатель обязан повысить ее. С этой целью вносят изменения в локальные акты или трудовой договор.
Если заработная плата станет меньше МРОТ и работодатель откажется устранять нарушения, работник может пожаловаться в прокуратуру или трудовую инспекцию. По таким фактам привлекают к административной ответственности по ч. 6 ст. 5.27 КоАП РФ. Для организаций штраф составляет от 30 000 до 50 000 рублей, а для ИП — от 1 000 до 5 000 рублей. За повторное нарушение санкция будет еще выше.
МРОТ в субъектах Российской Федерации
В ст. 133.1 ТК РФ сказано, что регионы вправе утверждать свои показатели МРОТ. Они не распространяются на персонал тех учреждений, которые финансируются из федерального бюджета. В 2026 году самый высокий региональный МРОТ — в Москве (39 730 рублей) и Санкт-Петербурге (31 250 рублей). В авторитетных источниках приведены значения по всем субъектам РФ.
Региональный МРОТ определяют следующим образом:
- Органы власти, объединения профсоюзов и работодателей утверждают соглашение, в котором будет зафиксирован показатель МРОТ.
- В срок до 30 дней после официального опубликования предложения о присоединении к документу работодатели могут направить уведомление об отказе применять региональный МРОТ (на них будет распространяться федеральный показатель).
- Если работодатель не направил уведомление, он считается присоединившимся к соглашению.
- Отказ от применения регионального МРОТ необходимо обосновать (например, проблемами в определенной сфере деятельности, низкими показателями прибыли и т. д.). К нему обязательно прикладывается протокол консультаций с профсоюзом организации и график повышения зарплат.
При получении отказа уполномоченный орган исполнительной власти региона имеет право пригласить представителей организации и профсоюза на очные консультации для обсуждения ситуации. С момента подачи законного и обоснованного отказа организация имеет право применять федеральный показатель МРОТ вместо регионального.
Федеральный размер минимального заработка одинаков для физических лиц по всей стране. Но если человек работает в регионе со сложными климатическими условиями, то к МРОТ применяют северные надбавки (районные коэффициенты). Это компенсация за специфику труда. Аналогичное правило действует и для регионального МРОТ: установленная субъектом РФ величина является лишь базой, на которую северные коэффициенты и надбавки должны начисляться сверху.
На что влияет МРОТ
Долгое время МРОТ применяли не только для расчета заработной платы, но и во многих других сферах. Например, к указанному значению привязывали размеры административных штрафов. Сейчас в этом плане введено жесткое ограничение. В ст. 3 закона № 82-ФЗ сказано, что на основе МРОТ могут лишь устанавливать пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, а также иные выплаты в сфере обязательного социального страхования. Применение для других целей недопустимо.
Намного важнее показатель прожиточного минимума, который составляет в настоящее время, а именно в 2026 году, 18 939 рублей (общее значение), 20 644 рубля (трудоспособное население), 16 288 рублей (пенсионеры) и 18 371 рубль (дети). Помимо прочего, его применяют:
- для оценки прав на получение многих социальных выплат;
- для защиты дохода при удержаниях в рамках исполнительного производства;
- для выделения средств на текущие нужды при прохождении судебного банкротства.
На основе прожиточного минимума не определяют зарплаты, оклады по регионам или стране в целом, иные выплаты по трудовой деятельности. Здесь важен только показатель МРОТ.
При взыскании долгов удержание ведется с доходов, которые получает гражданин. При маленькой зарплате должник может остаться практически совсем без средств к существованию. Например, если работодатель платит только обязательный минимум по МРОТ, то после удержаний в размере 50% на руки выдадут чуть больше 11 000 рублей. На этот случай действует норма о сохранении прожиточного минимума по заявлению приставу. При наличии иждивенцев должник может защитить от взыскания больше, но только через суд. При прохождении судебного банкротства должнику выделяют прожиточный минимум из конкурсной массы.
Если вы хотите узнать подробнее о возможности списания долгов через банкротство, обращайтесь на бесплатную консультацию к нашим юристам. Мы постараемся помочь даже в самой сложной ситуации.
Частые вопросы
Если вопрос с повышением зарплаты до уровня МРОТ не удалось решить на уровне работодателя, сотрудник вправе подать жалобу в трудовую инспекцию или прокуратуру. С доказыванием факта нарушения проблем не возникнет, так как все цифры легко проверить по документам от организации или предпринимателя. Помимо административного наказания, работодателя обяжут доплатить разницу до минимального размера оплаты труда. По данному спору можно подать исковое заявление в суд.
В указе Президента РФ № 309 указано, что государство планирует довести показатель МРОТ до 35 000 рублей к 2030 году. Это вполне реально, так как уже в 2027 году он составит почти 29 000 рублей.
Меры поддержки для должников напрямую не связаны с МРОТ. Но на низкий размер зарплаты можно ссылаться, чтобы получить отсрочку или рассрочку на погашение долга. Ходатайства по данным вопросам рассматривает суд. С заявлением о сохранении прожиточного минимума, что также актуально при небольших доходах, обращаются к приставам.
банкротства физ. лица Рассчитайте стоимость процедуры
банкротства для вашего случая