Программа «Единая карта петербуржца» (ЕКП) запущена в 2019 году. Ее можно использовать для совершения обычных банковских операций, получения бонусов и льгот в магазинах, оплаты проезда в общественном транспорте.
Задолженность по единой карте петербуржца возникает из-за промежутка времени между прикладыванием к турникету (валидатору) и списыванием средств. При отрицательном балансе карточка попадет в «стоп-лист», что не даст оплатить проезд. О том, как снять ограничения по оплате и решить проблему с долгом, расскажем ниже.
Может ли образоваться задолженность по «Единой карте петербуржца»
Карта петербуржца выпускается через банки-эмитенты платежной системы «МИР». Карточка дает следующие возможности:
- оплата покупок, в том числе с использованием бонусов, льгот и скидок магазинов-партнеров;
- совершение любых банковских операций;
- оплата проезда в общественном городском и пригородном транспорте (напрямую или путем привязывания проездного документа).
Карта петербуржца является дебетовой, т.е. для пользования ею нужно поддерживать положительный баланс. Это относится и к оплате проезда на общественном транспорте.
При нулевом или отрицательном балансе карту не примет турникет в метро СПб или валидатор в автобусе, трамвае, троллейбусе. Более того, из-за особенностей списания средств, по карте может образоваться долг, после чего она попадет в «стоп-лист».
Полезная информация для пользователей размещена на официальном сайте карты. В частности, там разъяснены и вопросы, связанные с образованием задолженности, включением в «стоп-лист». Баланс карточки можно проверять и пополнять в личном кабинете сайта. Есть и другие способы пополнения, которые могут пригодиться при погашении долга и снятии блокировок на оплату проезда.
Читайте также
- Видят ли приставы виртуальную карту: как ни прячь, а ФНС все карты сдаст
- Социальная карта москвича: получить, применять с пользой и защитить от ареста
- Какие карты не блокируют судебные приставы? Есть ли в России банки, которые пойдут наперекор решению суда
Схема и особенности оплаты проезда по карте
- Задолженность по карте петербуржца может возникнуть ввиду сложной схемы списания средств при оплате проезда. Она работает следующим образом:
- пассажир оплачивает проезд путем прикладывания карточки к валидатору или турникету;
- валидаторы и турникеты работают в оффлайн-режиме, т.е. данные для списания передаются банку – эмитенту карты не мгновенно, а с задержкой;
- при передаче данных в процессинговой системе банка списание может не пройти, если на карте нет денег;
- поскольку пассажир уже совершил поездку, ее стоимость отражается на балансе карты, и она попадает в «минус» (возникает долг);
- при наличии сведений о неудачном списании за совершенную поездку карточку включают в «стоп-лист», т.е. она блокируется для целей оплаты проезда.
Учитывая стоимость проезда в общественном транспорте Санкт-Петербурга, долг по карте может составить несколько десятков рублей или немного больше. Скорее всего, система не позволит подтвердить оплату более 1 раза, т.е. уже в следующий раз турникет или валидатор выдаст отказ.
Теоретически, при прикладывании карты в течение нескольких минут (например, при пересадке в транспорте), задолженность может образоваться за 2 поездки. Но и в этом случае она будет составлять около 100 рублей.
О проблемах, связанных с массовым попаданием карт в «стоп-лист», представители органов власти города писали еще в 2019 году. С тех пор схема списания средств за оплату практически не поменялась. Поэтому с возникновением долга можно столкнуться и сейчас. Более того, во многих видах транспорта теперь нельзя оплатить поездку наличными. Это создаст серьезные сложности, если карта пассажира попадет в «стоп-лист».
Включение карты в «стоп-лист»
Понятие «стоп-лист» упоминается на всех ресурсах, связанных с картой петербуржца.
По сути, это блокировка с временным ограничением на пользование карточкой для оплаты поездок.
При этом не возникнет никаких запретов на пополнение карты, совершение входящих переводов. «Стоп-лист» действует только в отношении операторов общественного транспорта.
Пассажир может узнать о возникновении задолженности и блокировке только при попытке оплаты следующей поездки.
Единого сервиса для проверки попадания карты в «стоп-лист» нет. Также сообщение о неудачной попытке списания может направить банк. Это тоже косвенно свидетельствует, что по карточке может действовать блокировка.
Задолженность не возникнет, если к карте привязан проездной документ (в том числе льготный). По нему оплата списывается в рамках предоплаченного лимита, а не напрямую с платежного баланса карточки.
Но есть проездные документы с ограниченным количеством поездок. Если все они использованы, то следующее списание пройдет уже за счет средств карты. Это также может повлечь попадание в «стоп-лист», если система не получит подтверждение оплаты.
Чем грозит долг по карте петербуржца
Причиной невозможности оплаты проезда может стать не только попадание в «стоп-лист», но и ее неисправность или повреждение, технические проблемы в системе. Уточнить, по какой причине турникет или валидатор выдает отказ, можно:
- в личном кабинете на сайте ЕКП, на порталах перевозчиков (в частности, там будет виден отрицательный баланс и сумма долга);
- по телефону службы поддержки +7-812-246-17-17 (работает круглосуточно);
- у специалистов отдела поддержки по работе с пассажирами метрополитена по номеру +7-812-350-11-29.
Также на станциях метро и на некоторых остановках общественного транспорта СПб есть терминалы для проверки проездных документов, остатка по количеству поездок. Если при прикладывании карты показан отрицательный или нулевой баланс, его нужно пополнить для оплаты следующих поездок.
При отказе валидатора или турникета оплатить проезд можно иными доступными способами:
- другими видами карт (например, «Подорожник», либо иная банковская карточка);
- напрямую проездным документом;
- наличными (принимаются только на отдельных маршрутах наземного транспорта, курсирующих до вокзалов и аэропорта «Пулково»);
- жетонами (только в метрополитене).
Если пассажир не может использовать эти варианты оплаты, турникет метро откажет в проходе. В наземный транспорт войти получится, но есть риск попасть на проверку контроля. Это может повлечь высадку из автобуса, трамвая или троллейбуса, взыскание административного штрафа за неоплаченный проезд.
Как вывести карту из «стоп-листа»
Чтобы единую карту петербуржца не заблокировали, нужно регулярно пополнять баланс, следить за его состоянием. Если карточка уже попала в «стоп-лист», снять ограничения можно путем погашения существующей задолженности. Если блокировка введена при проезде в метро, для ее снятия нужно перейти в личный кабинет по ссылке.
Отметим, что там будут видны следующие сведения:
- дата и время неудачного списания средств, что привело к блокировке;
- сумма текущего долга;
- станция метро, на которой был совершен неоплаченный проход.
В личном кабинете есть отдельная кнопка «Погасить задолженность». После оплаты ограничения обычно снимают за несколько минут.
Если карточка попала в «стоп-лист» при неоплаченном проезде в наземном транспорте, для погашения задолженности нужно использовать другие ресурсы:
- личный кабинет на едином портале ГУП «Пассажиравтотранс» и ГУП «Горэлектротранс»;
- личный кабинет перевозчиков ООО «ВЕСТ-СЕРВИС», АО «Третий парк», ООО «Домтрансавто», ООО «Такси»;
- личный кабинет перевозчика ООО «Транспортная концессионная компания» (трамваи «Чижик»).
Кроме личного кабинета ЕКП и указанных выше порталов, баланс карты можно пополнить и иными способами — через приложение или сайт банка, переводом с телефона и т.д. Если блокировка не снята, можно позвонить в информационно справочную службу по номеру 8-800-350-11-55 либо оставить электронное обращение.
Будут ли взыскивать задолженность
На сайте ЕКП напрямую об этом ничего не сказано. Но в СМИ есть разъяснения от представителя процессинговой компании «Юнителлер», которая обслуживает карту. Он указал следующее:
- на возникший долг не начисляются пени;
- задолженность не будут взыскивать с пассажира (скорее всего, из-за незначительности сумм);
- по истечении 30 дней после возникновения долга погасить его уже нельзя, т.е. карта навсегда останется в «стоп-листе»;
- пассажир может в любой момент обратиться за выпуском новой карты петербуржца, причем на нее не перенесут старую задолженность.
Таким образом, кроме сложностей с оплатой проезда, никаких других серьезных проблем из-за долга по ЕКП не возникнет. По указанным выше причинам задолженность по карте не имеет смысла указывать в перечне обязательств для банкротства. Но если вы намерены пройти эту процедуру по другим долгам, рекомендуем обратиться за помощью к нашим юристам!