Как бороться с коллекторами

Автор статьи:
Максим Поляк
Редакция от:
24.08.2020
Просмотров:
3559

Логичным следствием финансового кризиса становится рост количества проблемных заемщиков. В результате банки и МФО передают все больше просроченных задолженностей для взыскания коллекторским агентствам. Работа коллекторов часто сопровождается нарушением прав граждан. Поэтому актуальность приобретает вопрос, как бороться с коллекторами. Ответ на него подробно рассматривается в статье.

Правовое регулирование

В первую очередь, необходимо понять, что такое коллекторы, и каковы их функции. Коллекторское агентство — это специализированная организация, которая занимается взысканием долгов.

Деятельность коллекторов регламентируется положениями №230-ФЗ. Законодательный акт принят 3 июля 2016 года, но в прошлом году в текст документа внесены изменения, вступившие в силу с 1 января текущего года. В результате корректировок расширены ограничения, накладываемые на действия коллекторских агентств.

Обратите внимание. В новой редакции Федерального закона №230-ФЗ запрещено использовать для звонков и отправки сообщений должникам телефоны со скрытым номером. Запрещены ночные звонки, тем более визиты.

Незаконные действия коллекторов

Перед рассмотрением основных методов защиты от коллекторов, нужно выяснить, как взыскатель долга нарушает права заемщика. Перечень незаконных действий сотрудников коллекторских агентств обширен. Он включает:

  • сотрудник не сообщил свою должность и фио в разговоре с должником, название и адрес агенства, реквизиты договора цессии;

  • использование оскорблений и грубых слов;

  • совершение звонков или отправка сообщений в ночное время. Запрещено звонить с 22 до 8 часов в будние дни и с 20 до 9 часов в выходные или праздничные;

  • разглашение конфиденциальной информации о должнике (величина задолженности, сроки невыплаты и т.д.);

  • получение денег в счет уплаты долга наличными (разрешается исключительно банковский перевод);

  • использование шантажа, вымогательства и других подобных неправовых методов взыскания;

  • обращение к людям, родным и близким заемщика, соседям, коллегам, тем более — с угрозами;

  • слишком частые встречи с должником. По закону — не более одной в встречи в неделю.

Важно понимать: многие из них чреваты уголовной ответственностью с серьезными наказаниями. Самое тяжелое — лишение свободы до 5 лет.

Отдельного рассмотрения заслуживает вопрос юридически правильной передачи долга от банка или МФО коллектору. Допускается два метода:

  • продажа задолженности по цессии;

  • передача проблемного кредита на определенный срок по агентскому договору.

Возможность и процедура уступки долга регламентируются двумя законодательными актами. Первый — это ГК РФ, а второй — №353-ФЗ, принятый 21 декабря 2013 года.

политикой конфиденциальности "Федеральный Центр Банкротства Граждан"

Основные методы защиты от действий коллекторов

Неправомерные действия работников коллекторских агентств — частое явление на практике. Даже изменения, внесенные в №230-ФЗ, не способны разом устранить проблему коллекторов-нарушителей закона. Но новая редакция документа предоставляет заемщикам намного больше вариантов для отстаивания собственных прав и интересов.

№1. Юридическая защита

Самый надежный метод защиты — доскональное владение темой. Речь идет о знании законодательства и внимательном изучении документации по кредиту или микрозайму. Например, далеко не каждый договор с банком предусматривает решение проблемы с долгом с помощью коллекторов. Поэтому не всякий коллекторский долг имеет законную силу.

Если вникать в документы самостоятельно нет сил или времени, остается привлечь к защите от коллекторов юристов. Позвоните нашим специалистам, мы бесплатно подскажем, как бороться с коллекторами в вашей ситуации.

№2. Защита управленческим методом

Рассказываем, как жаловаться на коллекторов самостоятельно.

Не всегда действия конкретного сотрудника инициированы руководством коллекторского агентства. Поэтому одним из реальных способов защититься от неправомерных мероприятий становится жалоба на имя директора или начальника организации.

Отсутствие реакции со стороны коллекторского агентства — основание для подачи жалоб в другие контролирующие органы. Куда жаловаться:

  • ФССП. Федеральная служба судебных приставов ведет реестр организаций, которые вправе заниматься коллекторской деятельностью. В ФССП можно жаловаться на любые нарушения коллекторов — позвонили третий раз за неделю, разговаривали грубо и делали намеки с угрозами, и т.д. Работает Интернет-приемная, в которую можно жаловаться удаленно.

  • НАПКА. Объединение коллекторских агентств федерального масштаба. Объединяет 4 десятка крупнейших участников рынка. Обладает достаточным влиянием, чтобы воздействовать на конкретное коллекторское агентство. Функционал сайта объединения включает возможность отправки онлайн-обращения;

  • Центробанк РФ. Контролирует финансовый рынок страны, включая работу банков и МФО. Удобный метод обратиться в ЦБ России с жалобой — использовать сервис интернет-приемной, расположенный на официальном портале ведомства;

  • Роскомнадзор. Ведомство регулирует отношения в сфере информационных технологий и массовых коммуникаций. Поэтому обращаться с жалобой на коллекторов нужно, если нарушение касается звонков или сообщений в адрес посторонних лиц — знакомых, родственников. В Роскомнадзор следует жаловаться, если коллектор разглашает персональные данные — например, написал друзьям в соцсетях о долге или оставил записку с вашими ФИО в подъезде. Подать заявление проще всего дистанционно — на сайте Роскомнадзора;

  • МВД и Прокуратура. Заявление в органы внутренних дел подается, если коллекторы угрожают здоровью и жизни должника, его имуществу. Жалоба в Прокуратуру пишется при отсутствии реакции со стороны полиции. Оба варианта действий часто оказываются эффективными и, что особенно ценно, оперативными.

Что делать, когда звонят коллекторы, мы уже рассказывали в этой статье.

№3. Психологическое воздействие

Общение с сотрудниками коллекторского агентства редко бывает приятным. Несмотря на это, отстаивание прав заемщика предполагает оказание психологического воздействия на взыскателя долга. Цель подобного поведения — исключить нежелательные повороты и сохранить взаимодействие в рамках закона.

Поэтому рекомендуется придерживаться двух несложных правил:

  • не прибегать к угрозам или незаконным действиям. Никогда не стоит защищать свои права нарушением прав других;

  • действовать и говорить взвешенно и уверенно. Следовать этому совету непросто, но необходимо. Спокойный тон доказал эффективность на практике — коллектор понимает, что его уловки и давление неуместны. Важно увести общение к конструктивному решению проблемы. Если долг коллекторам платить нечем - можно договорится об отсрочке, оплате с дисконтом или составить график приемлемых платежей — например, каждую неделю по небольшой сумме.

  • Если выполнить рекомендации не удается, и вы не можете держать себя в руках, когда коллекторы хамят, лучший совет — обратиться к юристу. Профессионал-практик опытнее в общении в конфликтных ситуациях и способен поддержать доверителя.

К примеру, СРО НАПКА советует просить о списании части задолженности, если должник не может платить из-за кризиса и коронавируса:

Как бороться с коллекторами

Естественно, договориться с коллектором о скидке в связи с карантином или увольнением будет проще, если вы и до этого общались уважительно и по-деловому.

№4. Обращение в суд

Основной принцип работы коллекторского агентства — внесудебное взыскание долгов. Поэтому обращение заемщика в судебные органы — эффективный метод защиты интересов. За последние годы сформировалась четкая тенденция: суды намного чаще встают на сторону должников.

Тем более, если исковое заявление подкреплено доказательствами неправомерных действий коллекторов. Добыть их несложно — достаточно сохранить сообщения и письма, полученные на телефон и e-mail. Еще раз рекомендуем записать телефонные разговоры с сотрудником агентства и предоставить свидетельства родных или близких о давлении на них. Перечисленные доказательства подойдут и для суда, и для обращения в правоохранительные органы.

Образцы заявлений и жалоб на коллекторов

Предлагаем скачать примеры и образцы жалоб на нарушения коллекторов:

Подается в агентство в письменной форме, после этого коллекторы не будут вам названивать и подкарауливать у дома, а обязаны все сообщения присылать в письмах по почтовому адресу.

Также подается в агентство, если банк/МФО или сам коллектор не прислал копию документов о продаже вашего долга.

Ответы на частые вопросы

Приведенные выше способы защиты — типовые. Но возникают ситуации, в которых должнику требуется помощь в виде ответа на конкретный вопрос. Самые частые рассмотрим подробнее.

Как быть, если вы не брали кредит?

Распространенная мошенническая схема. Предполагает выдачу кредита по поддельным или утерянным документам, а также с применением других персональных данных, добытых не всегда законным способом.

В описанной ситуации от заемщика требуются следующие действия:

  • узнать, в каком банке или МФО оформлен кредит;

  • нанести визит в финансовую организацию;

  • написать заявление о том, что кредит вы получали;

  • подать документ в канцелярию финансовой организации с обязательной регистрацией.

Если Вы не должник и в деле не замешаны недобросовестные сотрудники банка или МФО, проблема решается быстро. Все крупные банковские организации без проблем идентифицируют клиентов. Поэтому по результатам проверки банк снимает требования к должнику.

Если в оформлении кредита участвуют банковские служащие, потребуется обратиться либо к руководству банка, не заинтересованному в огласке ситуации, либо в правоохранительные органы. При этом лучше всего привлечь к урегулированию конфликтной ситуации адвоката. Грамотный юрист знает, как прижать коллекторов и помогающих им мошенников.

Как защититься от звонков?

В число негативных моментов общения с коллекторами входят телефонные звонки.

Для защиты прав заемщика рекомендуется следовать нескольким советам:

  • записывать разговоры с сотрудниками коллекторского агентства. Обычный смартфон позволяет сделать это без проблем и дополнительных расходов;

  • общаться спокойно. Не поддаваться на провокации и отвечать на выпады собеседника.

Как правильно разговаривать с коллектором?

Сложная финансовая ситуация в стране становится причиной резкого увеличения количества проблемных заемщиков. Часто клиентам банков и МФО попросту нечем отдать взятые ранее кредиты и микрозаймы. При этом финансовые организации не верят в эффективность работы судов и судебных приставов, активизируя возможность взыскания долгов с помощью коллекторов.

Опыт общения с последними есть далеко не у всех должников. Тем более, что разговор со стороны сотрудника агентства очень часто ведется на повышенных тонах и в грубой форме. Эффективная защита интересов заемщика предполагает пребывание в правовом поле. Поэтому в разговоре с коллектором нужно выполняют простых правил:

  • не повышать голоса;

  • обращаться уважительно и на «Вы»;

  • говорить спокойно, взвешивая каждое слово и фразу.

Какие действия коллекторов недопустимы?

Допустимые способы взыскания долга определены положениями №230-ФЗ. Действующее законодательство прямо запрещает использование шантажа, угроз и других подобных методов в работе коллекторского агентства.

Жестко регламентировано время для звонков должнику и отправки сообщений на телефону или почту. Важное дополнительное ограничение — количество личных встреч с заемщиком сотрудников агентства — не чаще 1 раза в неделю. Закон запрещает контактировать с кем-либо, кроме непосредственного должника, и разглашать персональные данные заемщика. При угрозах и реальных попытках вломиться в вашу квартиру, порче собственности (дверей, машины, стен в подъезде) обратитесь в ФССП и в полицию!

Условием эффективной защиты прав должника становится знание закона и кредитных соглашений с банком или МФО. Изучить документацию лучше до начала каких-либо проблем с коллекторским агентством.

Чего боятся коллекторы?

Несмотря на сложившиеся вокруг деятельности коллекторов мифы, практика наглядно демонстрирует возможность отстаивания прав должника. Первое и главное, чего бояться взыскатели долга — обращение в суд. Причин этому несколько:

  • судебное разбирательство требует времени и средств;

  • начала рассмотрения дела в суде означает остановку процедуры взыскания до принятия решения;

  • судебное решение не означает быстрого получения денег, так как дальше начинают действовать судебные приставы, чья эффективность также далека от 100%-ной.

Во-вторых, коллекторы всячески противятся огласке обстоятельств дела. Суд будет вычитывать кредитный договор с МФО, договор цессии, по которому продан долг, проверит уведомление заемщика, лицензии коллекторского бюро и МФО. Практически всегда суд снижает проценты по микрокредитам и «займам до зарплаты», оставляя только основной долг и небольшие проценты в пределах рыночной ставки.

Выбор способа противодействия коллекторскому агентству зависит от конкретной ситуации, в которую попал должник.

Если у вас появились вопросы, звоните нам или пишите на сайте! Наши специалисты помогут разобраться с коллекторами и перевести силовое выбивание долгов в цивилизованную форму, при которой учитываются ваши возможности и права.

политикой конфиденциальности "Федеральный Центр Банкротства Граждан"

 

Адвокат по банкротству физических лиц

Адвокат по банкротству граждан

Банкротство — единственный законный способ освобождения от долгов.

Только Арбитражный суд может признать гражданина-должника банкротом.